царей судом
премудрости, т. е.
разума и просветительской морали. Путь к славе у Ломоносова раздваивается: к
ней можно идти путем добра, блага, общественной пользы, или путем
зла, разрушений,
насилий, убийств.
Эта морально-
политическая
проблематика пронизывает собой все оды Ломоносова, созданные во время
Семилетней войны. Так, ода 1759 г. построена у Ломоносова на контрасте между
мирной Россией, возглавляемой Елизаветой, и Пруссией, вовлеченной Фридрихом
II
в водоворот военных событий:
О, коль
мечтания противны
Объемлют совокупно ум Доброты вижу здесь предивны Там пламень, звук и вопль и
шум Здесь полдень милости и лето, Щедротой
общество нагрето; Там смертна хлябь разинул ад. 44
Там это
Пруссия; здесь Россия.
Божественный промысел логика истории направляет ход событий так, что борьба с
Фридрихом служит только к новой славе России и русского оружия, поднятого в
защиту справедливости:
. . . явил
бог в наши лета, Неистова
воздвигнув рать, Дабы тебе, Елизавета, Венцы побед преславных дать. Позволил
вознестись
гордыне, Чтоб нашей кроткой героине Был жребий высуша в славе часть.
47
Поводом к созданию
этой оды
послужила победа русской армии под Кунерсдорфом, но Ломоносов вспоминает в ней
весь победоносный, хотя и тяжкий, ход военных событий. Слава, завоеванная
русским оружием, поднятым
во имя нарушенной справедливости, в защиту европейского статус-кво, превращает
Россию в вершителя европейских споров:
Воздвигнись в
сей день, Россия,
И очи окрест возведи: К тебе гласят концы земные: Меж нами распри ты суди
Елизаветиной
державой:
83
Ее
великолепной славой Вселенной преисполнен слух. . .
48
Великолепная, а выше еще
сказано у Ломоносова бессмертная, слава является лишь заслуженной наградой
России, побеждающей в правой войне. Ей противостоит в оде пышный дух Фридриха
II, его стремление
Вселенной наложить
ярем.
Слава
у Ломоносова оказывается детищем правды Нам правда отдает победу.
В том же 1759
г. Ломоносов
перевел оду Ж. Б. Руссо На счастье и напечатал ее в Полезном увеселении рядом
с переводом этой же оды, сделанным Сумароковым. Об этом замечательном
состязании двух поэтов и его литературно-теоретическом смысле сказано очень
много интересного в исследовании Г. А. Буковского. 49 Поэтов
привлек в антитиранической и антивоенной оде Руссо ее общественный
пафос, энергия
и сила гражданских чувств, в ней выраженных. Тема истинной славы и путей к
ней в переводе Ломоносова составила основу содержания этой оды: