serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 50


Достойно ль в Александре славы, Что в Атолле всяк злом признал50

В оригинале нет в этих строках прямого упоминания славы, введенного Ломоносовым в его перевод:

Iadmirerai dans Alexandre Ce que jabhorre en Atila5

Ни Сумароков, ни Тредиаковский, тогда же переведшие оду На счастье, не усилили звучания темы славы, она занимает у них столько же места, сколько и в подлиннике. В тех местах, где Ломоносов вставил славу, у его соперников такой текст:

Хулим одного Атоллу, Помня Александра с ним.

Сумароков

84

Пречуден Александр за то не укрощенный, Мог Атолла за что прененавидим стать

Тредиаковский

 

Ломоносов усиливает звучание этого мотива мотив славы по сравнению с подлинником. Строка Руссо о Баллоне, богине войны, которая венчает жестоких и кровожадных героев незаслуженными лаврами, Ломоносов заменяет образом славы:

Герои люты и кровавы Поставьте гордости конец, Рожденный от воинской славы Забудьте лавровой венец.

Сумароков несколько отходит от текста оригинала и приближается к Ломоносовской постановке вопроса о происхождении воинской славы, но все же темы славы как определенного философско-исторического понятия у Сумарокова нет ни в данной строфе, ни в его переводе вообще.

Крови жаждущие герои, Возмущения творцы Вас мечтою славят бои И лавровые венцы.

Сумароков

К подлиннику из трех переводчиков ближе всего Тредиаковский, у него, как и у Руссо, Баллона.

Герои жестоты Герои кровопивцы Престаньте, ум велит, тщеславиться за свар Лавровыми венцы, что мнятся вам толь дивны, И вам, что поднесла Баллона в пышный дар.

Тредиаковский

Какой же философский смысл вкладывает в это время Ломоносов в понятие славы Подобная постановка вопроса о природе славы означала появление у Ломоносова каких-то сомнений в автоматическом, неизбежном торжестве добра над злом в истории.

Ломоносов задумывается над значением субъективного фактора в истории; он занимается поисками критерия для оценки исторического деятеля и для определения нравственного удельного веса его личности.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Группа Aerosmith исполнила в Москве песню в поддержку Манчестера
Американская рок-группа Aerosmith на прощальном концерте в Москве исполнила песню Dream On в поддержку пострадавших в результате теракта на «Манчестер Арене», где погибли 22 человека, 59 находятся в больницах.
В Канне почтили минутой молчания память жертв теракта в Манчестере
Актеры, режиссеры и организаторы Каннского кинофестиваля вышли на ступени Дворца фестивалей, чтобы почтить минутой молчания память жертв теракта в Манчестере.
Кинокритик: В Каннах картина Звягинцева обогнала даже фильм Ханеке
Главные премьеры юбилейного Каннского кинофестиваля, который проходит на Лазурном берегу Франции в 70-й раз уже состоялись. Специальный корреспондент НСН в Каннах, кинокритик Марина Латышева рассказала о самых интересных из них, а также главных ожиданиях от последних дней фестивальных показов.
Фильм Звягинцева возглавил рейтинг кинокритиков Каннского фестиваля
Новый фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь» стал лидером в рейтинге кинокритиков, работающих на международном Каннском кинофестивале. Рейтинг кинолент основного конкурса киносмотра приводит журнал Screen.
Найк Борзов раскрыл тайну своего хобби
Известный рок-музыкант Найк Борзов признался в том, что давно увлекается живописью и пишет картины. Как сообщают СМИ, Борзов заявил, что часто бывает на выставках картин, а с помощью рисования пытается расслабиться и отрешиться от происходящего.
В Москве открывается выставка Антонио Гауди
В московском Музее современного искусства открывается выставка известного испанского архитектора Антонио Гауди.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика