Высокая общественная
требовательность звучит в одах Ломоносова конца 1750-х начала 1760-х
годов, она
проявляется не только по отношению к Фридриху II ода
85
1759 г. или
правителю вообще ода На счастье, но и в отношении русских царей.
В
оде, посвященной
екатерининскому перевороту 1762 г. , Ломоносов сравнил между собой два только
что минувшие царствования Елизаветы и Петра III на фоне частой в одах галереи
царственных предков. Вступление Екатерины II на престол рождает у Ломоносова
надежду
на восстановление славы, утраченной в результате политики Петра
III, заключившего
мир и вступившего в военный союз с Фридрихом. 52
В удвоенном
Метрополь блеске
Торжественный подъемлет шум
Взирая
на свою забаву,
На мысль приводит прежнюю славу5
Эта слава Екатерины II, Елизаветы
и Петра I, слава побед в справедливых войнах и забот о просвещении внутри
страны. Но в отличие от оды 1759 г. в оде 1762 г. излагается новое понимание
славы, более конкретное, не внешнеполитическое, а касающееся коренных
вопросов государственного устройства. Как библейский пророк обращается
Ломоносов к царям, предлагая как мерило славы государя отношение к нему
нации:
Услышьте, судии земные, И все
державные главы: Законы нарушать святые От буйности блюдитесь вы, И подданных
не презирайте, Но их пороки исправляйте Ученьем, милостью, трудом. Вместите
с правдою щедроту, Народна наблюдайте льготу; То бог благословит ваш дом. О
коль велико, как прославят Монарха верные раба О коль опасно, как оставят, От
тесноты своей в скорби54
86
Истинная слава царя, властителя,
правителя, таким образом, определяется отношением всей нации к
народу, мнением
народным, как сказал бы Пушкин.
Ломоносов в
соответствии с
общим духом эпохи Просвещения представляет себе славу исторического деятеля
только как результат следования идеалу разумной гражданственности, вне каких
бы то ни было свойств его характера, его человеческой натуры. Он
провозглашает:
Поставим
разум в том судьей,
и с этим мерилом он
судит
деятелей мировой и русской истории; истинная слава царя и правителя это слава
мирных дел, мирного развития национальной культуры и просвещения.
Таким апофеозом истинного
государственного деятеля, заслуженно пользующегося славой героя, славой
великого деятеля истории, является поэма Ломоносова о Петре. Здесь уже нет
одического обожествления Петра, хотя его труды превыше
человека, т. е. превышают
обычные человеческие силы, но в нем для Ломоносова воплотился идеал
государя, идеал
просвещенного правителя: