serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 51


Высокая общественная требовательность звучит в одах Ломоносова конца 1750-х начала 1760-х годов, она проявляется не только по отношению к Фридриху II ода

85

1759 г. или правителю вообще ода На счастье, но и в отношении русских царей.

В оде, посвященной екатерининскому перевороту 1762 г. , Ломоносов сравнил между собой два только что минувшие царствования Елизаветы и Петра III на фоне частой в одах галереи царственных предков. Вступление Екатерины II на престол рождает у Ломоносова надежду на восстановление славы, утраченной в результате политики Петра III, заключившего мир и вступившего в военный союз с Фридрихом. 52

В удвоенном Метрополь блеске Торжественный подъемлет шум

Взирая на свою забаву,

На мысль приводит прежнюю славу5

 

Эта слава Екатерины II, Елизаветы и Петра I, слава побед в справедливых войнах и забот о просвещении внутри страны. Но в отличие от оды 1759 г. в оде 1762 г. излагается новое понимание славы, более конкретное, не внешнеполитическое, а касающееся коренных вопросов государственного устройства. Как библейский пророк обращается Ломоносов к царям, предлагая как мерило славы государя отношение к нему нации:

Услышьте, судии земные, И все державные главы: Законы нарушать святые От буйности блюдитесь вы, И подданных не презирайте, Но их пороки исправляйте Ученьем, милостью, трудом. Вместите с правдою щедроту, Народна наблюдайте льготу; То бог благословит ваш дом. О коль велико, как прославят Монарха верные раба О коль опасно, как оставят, От тесноты своей в скорби54

86

Истинная слава царя, властителя, правителя, таким образом, определяется отношением всей нации к народу, мнением народным, как сказал бы Пушкин.

Ломоносов в соответствии с общим духом эпохи Просвещения представляет себе славу исторического деятеля только как результат следования идеалу разумной гражданственности, вне каких бы то ни было свойств его характера, его человеческой натуры. Он провозглашает:

Поставим разум в том судьей,

 

и с этим мерилом он судит деятелей мировой и русской истории; истинная слава царя и правителя это слава мирных дел, мирного развития национальной культуры и просвещения.

Таким апофеозом истинного государственного деятеля, заслуженно пользующегося славой героя, славой великого деятеля истории, является поэма Ломоносова о Петре. Здесь уже нет одического обожествления Петра, хотя его труды превыше человека, т. е. превышают обычные человеческие силы, но в нем для Ломоносова воплотился идеал государя, идеал просвещенного правителя:

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика