serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 67


такие принципы стиля, которые в максимальной степени содействовали бы и решению его общественно-литературных задач. А задачи эти подсказала ему общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России после Елизаветинского переворота.

В ходе работы над второй Риторикой Ломоносов уяснил самому себе собственные стилистические принципы, поэтому общее определение стилистического значения тропов у него стало принципиально иным. Если в Риторике 1743 г. он считал, что метафора служит к пространному, важному, ясному, высокому и приятному идей представлению, 43 то в Риторике 1748 г. он уже отчетливо понимает, что не только ясности представления идей служит метафора. Сим образом метафорой, И. С. идеи представляются много живее и великолепнее, нежели просто, пишет Ломоносов в 183 Риторики 1748 г. Назначение метафоры сведено здесь к двум, но зато наиболее важным и существенным чертам, характеризующим ее конкретные стилистические функции, ее эмоциональное воздействие прежде всего к живости и великолепию.

 

4

Пафос европейской просветительской мысли в середине XVIII в. в вопросах поэтического словоупотребления поэтического стиля был направлен на то, чтобы лишить слово элементов иррационального, непостижимого логически, непонятного с точки зрения здравого смысла и хорошего вкуса, не сводимого к рациональной логике и, в конечном счете, к грамматике.

За стилем Сумарокова и Хераскова до Россиады включительно стоит идея о незыблемых и объективно существующих категориях, истинно, логически концептируемых поэтической речью. Слово в стиле Россиады плоскостное, терминологично, однозначно, точно. Оно значит в меру точно определительного своего логического значения. Самый принцип высокости славянизма не является признаком эмоционального ореола вокруг данного слова так было отчасти у Ломоносова, а является результатом детальной классификации точных явлений. 44 112

Теория классицизма, после спора древних и новых, приобрела догматически-рационалистическую основу, свойственную вообще раннему европейскому просветительству 17201740-х годов. Вольтер в своих критических выступлениях конца 1740-х годов осуждает стилистику великих поэтов XVII в. именно с позиций рационалистического понимания поэтического слова. Он приводит строку из мольеровского Мизантропа Renverser le bon droit, et tourne la justice акт V, сцена 1 и, находя ее неправильной, рассуждает следующим образом: Lexpression tourne la justice nest pas juste. On tourne la roue de la fortune; on tourne une chose, un esprit meme, a un sertain sens; mais tourner la justice ne peut signifier seduire, corrompre la justice. 45

Вольтер здесь возражает против переносно-метафорического употребления глагола tourner, он хочет ограничить круг значений его определенной сферой понятий и вещей, не выходя за пределы основного значения. С тем же стилистическим мерилом суженного значения слов Вольтер подходил и к творчеству Ж. Б. Руссо, осуждая его метафоры.

По поводу строк Руссо En maconnat les remparts de son ame, Songea bien plus au fourreau qua la lame он писал: Outre la bassesse de ces idees, on y decouvre aisement le peu de justesse et de rapport quelles ont entre elles; car si cette ame a des remparts de maconnerie, elle ne peut pas etre en meme temps une epee dans un fourreau. 46

Вольтер возражает против одновременного употребления слова душа ame в двух метафорах, из которых одна, как ему кажется, противоречит другой.

В связи с тем, что поэтическое слово приравняли к понятию, поэзию к науке, к логике, которую понимали как метод геометров, как систему аксиоматически

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
  • www.payonline.ru
    Услуги, связанные с созданием и управлением интернет-проектами
    payonline.ru
«Нелюбовь» Звягинцева покажут на фестивалях в Торонто и Сан-Себастьяне
Кинолента Андрея Звягинцева «Нелюбовь» будет продемонстрирована зрителям на фестивале в Торонто в рамках престижной программы «Мастера». Фестиваль пройдет в Канаде 7-17 сентября. Отмечается, что показ в Тороно станет премьерным для Северной Америки.
В Минске открыли памятник основателю «Песняров» Владимиру Мулявину
17 августа в белорусской столице состоялась торжественная церемония по случаю открытия памятнику народному артисту СССР, основателю известного ансамбля «Песняры» Владимиру Мулявину.
Съемки комедии, в которой должна была сняться Вера Глаголева, отложены
Съемки кинокартины "Москва влюбленная", где должна была сняться Вера Глаголева, перенесены на следующий год. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на постановщика ленты Константина Фама.
Андрей Малахов остается ведущим «Сегодня вечером»
Пока телезрители оплакивали уход любимого миллионами жителей нашей страны телеведущего Андрея Малахова, стало известно, что он все-таки продолжит вести «Сегодня вечером».
Робби Уильямс удивил фанатов в Литве русским «спасибо»
Британский певец Робби Уильямс во время своего выступления в Вильнюсе удивил литовцев, которые в настоящее время ведут в своей стране активную борьбу с русским языком. Так, исполняя песню Party Like A Russian, он несколько раз произнес слова «спасибо».
Вариант решения проблемы Крыма — чтобы перестала существовать Украина
Эксперт отметил, что сегодня есть целый ряд способов разрешить украино-крымский кризис, однако наиболее действенный из них – это сделать так, чтобы Украина перестала существовать. Тогда и проблем никаких не будет, так как некому станет предъявлять претензии.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика