serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 75


Нежность, приятство, красота красный значит прекрасный характеризуют тот поэтический фон, с которым сливается в воображении поэта божественная владелица Сурского, русская императрица и покровительница, в лице самого Ломоносова, наук.

Во второй строфе поэт мысленно сопутствует Елизавете на охоте:

Что ж се Диане я прекрасной Уже последую в лесах, От коей хитростью напрасной Укрыться хочет зверь в кустах Уже и купно со денницей Великолепной колесницей В безоблачных странах несусь Блаженство мыслям непонятно

123

Благополучен многократно, Когда нетщетным сном я льщусь

 

Прекрасная Диана, великолепная колесница все это как бы раскрывает тему красоты в одном ее аспекте, представляя Елизавету богиней-охотницей. Вновь Ломоносов возвращается к изображению Елизаветы на охоте в строфе одиннадцатой, где находится знаменитая картина бешеной охотничьей скачки:

Ей ветры вслед не успевают; Коню бежать не воспящают Ни рвы, ни частых ветвей связь: Крутит главой, звучит браздами И топчет бурными ногами, Прекрасной всадницей гордясь

В третьей строфе вместо картин прекрасной природы деловой рассказ о делах, т. е. о той реальной поддержке, которую, по-видимому, удалось Ломоносову получить у Елизаветы Петровны. И здесь она оказывается уже не богиней, не Дианой-охотницей, а дочерью Петра, т. е. достойной наследницей великого отца:

Не ложны то мечтанья зрятся, Но истинно Петрова дщерь К наукам мастерски снисходит, Щедротою в восторг приводит.

 

И как следствие этой деловой помощи муза Ломоносова получает от него прямое задание:

Ты, муза, лиру прими, И чтоб услышала вселена, Коль жизнь наукам здесь блаженна, Возникни, вознесись, греми.

Так вторая и третья строфы, каждая самостоятельно, развивают в первой строфе еще только намеченные темы красоты и наук, т. е. пользы. Ода строится трехступенчато, на каждой новой ступени тема красоты получает все более подробное развитие. Поэтому со строфы четвертой по четырнадцатую, почти половину оды он отводит описанию Сурского села и всех в нем созданных чудес архитектуры, садово-паркового искусства и т. д. , а уже следующие строфы, начиная с пятнадцатой и до конца, он заполняет только темой пользы, программой развития наук. Вот эту последнюю часть оды Ломоносов оставил за собой; начиная с пятнадцатой строфы изложение идет от

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Художник Бэнкси не знал, что в Москве проходит выставка его работ
Британский стрит-арт художник Бэнкси не знал, что в Москве проходит выставка его работ.
Дэниэл Рэдклифф пригласил фанатов на фестиваль поп-культуры в Якутске
Британский актер Дэниэл Рэдклифф, наиболее известный по роли в серии фильмов про волшебника Гарри Поттера, обратился к своим фанатам в Якутии и пригласил их на юбилейный ежегодный фестиваль популярной культуры «Ykt Geek Fest».
Серебренников снял документальный фильм о русском роке
Режиссер Кирилл Серебренников снял документальный фильм о звездах русского рока — Викторе Цое, Майке Науменко и других.
Путин назвал Успенского настоящим классиком детской литературы
Президент России Владимир Путин назвал писателя Эдуарда Успенского настоящим классиком детской литературы и отметил, что созданных им героев полюбило не одно поколение россиян.
Мединский назвал творчество Успенского «азбукой жизни»
Сказки популярного писателя Эдуарда Успенского, который скончался вчера, 14 августа, были настоящей «азбукой жизни» для нескольких поколений читателей и телезрителей.
Эдуард Николаевич Успенский скончался
Ушел из жизни на 81 году великий советский и российский писатель Эдуард Успенский, автор бессмертных произведений о чудесных героях чудесных героев, включая кота Матроскина и Чебурашку.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика