serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 75


Нежность, приятство, красота красный значит прекрасный характеризуют тот поэтический фон, с которым сливается в воображении поэта божественная владелица Сурского, русская императрица и покровительница, в лице самого Ломоносова, наук.

Во второй строфе поэт мысленно сопутствует Елизавете на охоте:

Что ж се Диане я прекрасной Уже последую в лесах, От коей хитростью напрасной Укрыться хочет зверь в кустах Уже и купно со денницей Великолепной колесницей В безоблачных странах несусь Блаженство мыслям непонятно

123

Благополучен многократно, Когда нетщетным сном я льщусь

 

Прекрасная Диана, великолепная колесница все это как бы раскрывает тему красоты в одном ее аспекте, представляя Елизавету богиней-охотницей. Вновь Ломоносов возвращается к изображению Елизаветы на охоте в строфе одиннадцатой, где находится знаменитая картина бешеной охотничьей скачки:

Ей ветры вслед не успевают; Коню бежать не воспящают Ни рвы, ни частых ветвей связь: Крутит главой, звучит браздами И топчет бурными ногами, Прекрасной всадницей гордясь

В третьей строфе вместо картин прекрасной природы деловой рассказ о делах, т. е. о той реальной поддержке, которую, по-видимому, удалось Ломоносову получить у Елизаветы Петровны. И здесь она оказывается уже не богиней, не Дианой-охотницей, а дочерью Петра, т. е. достойной наследницей великого отца:

Не ложны то мечтанья зрятся, Но истинно Петрова дщерь К наукам мастерски снисходит, Щедротою в восторг приводит.

 

И как следствие этой деловой помощи муза Ломоносова получает от него прямое задание:

Ты, муза, лиру прими, И чтоб услышала вселена, Коль жизнь наукам здесь блаженна, Возникни, вознесись, греми.

Так вторая и третья строфы, каждая самостоятельно, развивают в первой строфе еще только намеченные темы красоты и наук, т. е. пользы. Ода строится трехступенчато, на каждой новой ступени тема красоты получает все более подробное развитие. Поэтому со строфы четвертой по четырнадцатую, почти половину оды он отводит описанию Сурского села и всех в нем созданных чудес архитектуры, садово-паркового искусства и т. д. , а уже следующие строфы, начиная с пятнадцатой и до конца, он заполняет только темой пользы, программой развития наук. Вот эту последнюю часть оды Ломоносов оставил за собой; начиная с пятнадцатой строфы изложение идет от

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика