serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 75


Нежность, приятство, красота красный значит прекрасный характеризуют тот поэтический фон, с которым сливается в воображении поэта божественная владелица Сурского, русская императрица и покровительница, в лице самого Ломоносова, наук.

Во второй строфе поэт мысленно сопутствует Елизавете на охоте:

Что ж се Диане я прекрасной Уже последую в лесах, От коей хитростью напрасной Укрыться хочет зверь в кустах Уже и купно со денницей Великолепной колесницей В безоблачных странах несусь Блаженство мыслям непонятно

123

Благополучен многократно, Когда нетщетным сном я льщусь

 

Прекрасная Диана, великолепная колесница все это как бы раскрывает тему красоты в одном ее аспекте, представляя Елизавету богиней-охотницей. Вновь Ломоносов возвращается к изображению Елизаветы на охоте в строфе одиннадцатой, где находится знаменитая картина бешеной охотничьей скачки:

Ей ветры вслед не успевают; Коню бежать не воспящают Ни рвы, ни частых ветвей связь: Крутит главой, звучит браздами И топчет бурными ногами, Прекрасной всадницей гордясь

В третьей строфе вместо картин прекрасной природы деловой рассказ о делах, т. е. о той реальной поддержке, которую, по-видимому, удалось Ломоносову получить у Елизаветы Петровны. И здесь она оказывается уже не богиней, не Дианой-охотницей, а дочерью Петра, т. е. достойной наследницей великого отца:

Не ложны то мечтанья зрятся, Но истинно Петрова дщерь К наукам мастерски снисходит, Щедротою в восторг приводит.

 

И как следствие этой деловой помощи муза Ломоносова получает от него прямое задание:

Ты, муза, лиру прими, И чтоб услышала вселена, Коль жизнь наукам здесь блаженна, Возникни, вознесись, греми.

Так вторая и третья строфы, каждая самостоятельно, развивают в первой строфе еще только намеченные темы красоты и наук, т. е. пользы. Ода строится трехступенчато, на каждой новой ступени тема красоты получает все более подробное развитие. Поэтому со строфы четвертой по четырнадцатую, почти половину оды он отводит описанию Сурского села и всех в нем созданных чудес архитектуры, садово-паркового искусства и т. д. , а уже следующие строфы, начиная с пятнадцатой и до конца, он заполняет только темой пользы, программой развития наук. Вот эту последнюю часть оды Ломоносов оставил за собой; начиная с пятнадцатой строфы изложение идет от

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Стало известно название фильма про героя «Звездных войн» Хана Соло
Фильм про одного из главных героев известной саги «Звездные войны» Хана Соло получил название «Соло — история Звездных войн».
«Линкольн в Бардо» Джорджа Сондерса получил Букеровскую премию
Книга Сондерса — самая экспериментальная из финальной шестерки, в которую вошли еще два американца: Пол Остер с монументальным романом «4321», описывающим четыре версии истории взросления еврейского мальчика в Америке, и Эмили Фридлунд с книгой «История волков» о девочке из коммуны на Среднем Западе.
Суд не разрешил режиссеру Серебренникову закончить фильм о Викторе Цое
Бассманный суд столицы отказал режиссеру Кириллу Серебренникову в просьбе дать ему время на окончание съемок фильма "Лето" и не разрешил посещать Большой театр для работы над балетом "Нуреев".
Серебренников знал о слежке и прослушке до ареста
Режиссер Кирилл Серебренников заявил, что правоохранительные органы следили за ним и вели прослушку, сообщает ТАСС.
Доброе кино: адвокат Учителя ответил на обращение Поклонской к Чайке
Защита режиссера Алексея Учителя считает, что фильм "Матильда" — не "провокация", а доброе кино о любви.
В Петербурге пройдёт фестиваль света, посвящённый 100-летию революции
Стала известна программа фестиваля света, который пройдет в Петербурге 4 и 5 ноября.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика