Нежность, приятство, красота красный значит прекрасный
характеризуют тот поэтический фон, с которым сливается в воображении поэта
божественная
владелица Сурского, русская императрица и покровительница, в лице самого
Ломоносова, наук.
Во
второй строфе поэт мысленно сопутствует Елизавете на охоте:
Что ж се
Диане я прекрасной Уже последую в лесах, От коей
хитростью напрасной Укрыться хочет зверь в кустах Уже и купно со денницей
Великолепной колесницей В безоблачных
странах несусь Блаженство мыслям непонятно
123
Благополучен
многократно, Когда
нетщетным сном я льщусь
Прекрасная Диана, великолепная
колесница все это как бы раскрывает тему красоты в одном ее
аспекте, представляя
Елизавету богиней-охотницей. Вновь Ломоносов возвращается к изображению
Елизаветы на охоте в строфе одиннадцатой, где находится знаменитая картина
бешеной охотничьей скачки:
Ей ветры
вслед не успевают; Коню
бежать не воспящают Ни рвы, ни частых ветвей связь: Крутит главой, звучит
браздами И топчет бурными ногами, Прекрасной всадницей гордясь
В третьей строфе вместо картин
прекрасной природы деловой рассказ о делах, т. е. о той реальной поддержке,
которую, по-видимому, удалось Ломоносову получить у Елизаветы Петровны. И
здесь она оказывается уже не богиней, не Дианой-охотницей, а дочерью
Петра, т.
е. достойной наследницей великого отца:
Не ложны то
мечтанья зрятся, Но
истинно Петрова дщерь К наукам мастерски снисходит, Щедротою в восторг
приводит.
И
как следствие этой деловой
помощи муза Ломоносова получает от него прямое задание:
Ты, муза, лиру прими, И чтоб
услышала вселена, Коль жизнь наукам здесь
блаженна, Возникни, вознесись, греми.
Так вторая и третья строфы, каждая
самостоятельно, развивают в первой строфе еще только намеченные темы красоты и
наук, т. е. пользы. Ода строится
трехступенчато, на каждой новой ступени тема красоты получает все более
подробное развитие. Поэтому со строфы четвертой по четырнадцатую, почти
половину оды он отводит описанию Сурского села и всех в нем созданных чудес
архитектуры, садово-паркового искусства и т. д. , а уже следующие
строфы, начиная
с пятнадцатой и до конца, он заполняет только темой пользы, программой
развития наук. Вот
эту последнюю часть оды Ломоносов оставил за собой; начиная с пятнадцатой
строфы изложение идет от