serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 84


Поэтическое вдохновение и его реализация поэтическое творчество по Ломоносову едва ли не высшая форма доступной человеку деятельности. Подобно тому как бог для Ломоносова это главным образом создатель, строитель, великий архитектор мира, а Петр Великий создатель новой России, могущественной и просвещенной, так и поэт для него богоподобен своей творческой силою, своей способностью поэтическим словом воссоздавать, творить особый мир, сферу высокого и прекрасного.

Идея богоподобности поэта и равенства его богу в смысле созидательной творческой силы, конечно, в пределах его маленького мира, восходит у Ломоносова к Лейбницу. Именно в этом вопросе Ломоносов ближе всего

136

к Лейбницу, с которым его многое разделяло и в общих вопросах философии и специально в религиозно-философских проблемах. Как указывает Кино Фишер, по Лейбницу, человеческий дух со своей художественной творческой силой является маленьким божеством. 2 В подтверждение этого он приводит следующие слова Лейбница: Что касается разумной души, или духа, то в одном отношении он превосходит все другие монады, или простые души. Он не только зеркало естественного мира, но также и образ божества. Дух не только имеет представление о творениях бога, но в состоянии также создать нечто подобное, хотя лишь в малом масштабе. Ибо не говоря уже о сновидениях, где мы без труда и ненамеренно измышляем такие вещи, над которыми нам пришлось бы долго думать, чтоб дойти до них в состоянии бдения, наша душа архитектонична в своих произвольных деяниях, она открывает законы, по которым бог устроил мир вес, мера, число, и в своей сфере, в своем малом мире, в этом ограниченном пространстве действия ее сил, подражает великим творениям бога. 3

Художник, поэт творит свой мир, отбирая из действительности то, что нужно для великих целей искусства красоты и добра, высокого или возвышенного. Точка зрения поэта так высока, что позволяет ему видеть и неизмеримые пространства родины России, постигать прошлое, прозревать будущее.

Движение снизу вверх в одах Ломоносова имеет совершенно иное значение, чем в поэзии барокко, как это видно на ближайшем примере поэме Петра Буслаева Умозрительство душевное 1734.

В поэзии барокко движение с земли на небо есть реальное, истинное ее содержание, смысл и цель человеческого бытия. У Ломоносова это движение имеет только поэтическое, метафорическое значение. Более того, самый процесс перехода от земного существования к небесному блаженству, т. е. смерть, в поэме Буслаева являющаяся и темой и ее содержанием, в творчестве Ломоносова не существует как самостоятельная поэтическая тема.

Движение вверх в мысли, поэтическое восхищение является одним из основных понятий эстетической программы

137

Ломоносова, и потому оно так тщательно теоретически разработано и так обильно представлено образцами, взятыми из классиков и из его собственного творчества.

В 239 Риторики 1748 Ломоносов к фигуре восхищения дает исключительно стихотворные образцы, ибо, как он говорит в заключительных строках его, сей фигуры хотя нет в правилах у древних учителей красноречия, однако много есть примеров в употреблении. Иными словами, как фигура, т. е. как осознанный поэтический прием, восхищение восторг было понято только в новое время, и потому, очевидно, Ломоносов считает его свойством стиля поэзии нового времени вообще и своего собственного творчества в частности. Отсюда становится понятным, почему он приводит к фигуре восхищения примеры в исторической последовательности, сначала из древнего, античного поэта Овидия, затем из Бухало и, наконец, из стихов самого Ломоносова, так что на два примера из стихов великих авторов прошлого, признанных

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
расчет расстояния между городами жд
Кинокритик: В Каннах картина Звягинцева обогнала даже фильм Ханеке
Главные премьеры юбилейного Каннского кинофестиваля, который проходит на Лазурном берегу Франции в 70-й раз уже состоялись. Специальный корреспондент НСН в Каннах, кинокритик Марина Латышева рассказала о самых интересных из них, а также главных ожиданиях от последних дней фестивальных показов.
В рейтинге кинокритиков Каннского фестиваля лидирует российский фильм
Лента «Нелюбовь» Андрея Звягинцева лидирует в конкурсе международного Каннского кинофестиваля согласно рейтингу критиков. Фильм о супружеской паре, у которой в разгар тяжелого развода исчезает 12-летний сына Алёша, набрал 3,2 балла, пишет журнал Screen.
Найк Борзов раскрыл тайну своего хобби
Известный рок-музыкант Найк Борзов признался в том, что давно увлекается живописью и пишет картины. Как сообщают СМИ, Борзов заявил, что часто бывает на выставках картин, а с помощью рисования пытается расслабиться и отрешиться от происходящего.
В Москве открывается выставка Антонио Гауди
В московском Музее современного искусства открывается выставка известного испанского архитектора Антонио Гауди.
В третьем сезоне «Твин Пикс» ушел от оригинального сериала 1990-х
«Твин Пикс» был вывернутой наизнанку мыльной оперой, сложным, детально продуманным миром, где каждый персонаж имел свою историю и почти каждый – двойное дно: не только совы были не тем, чем казались.
Верка Сердючка рассказала о выступлениях перед российскими политиками
Украинский артист Андрей Данилко, известный под псевдонимом Верка Сердючка, заявил, что продолжает выступать в России. В ходе разговора с украинскими журналистами Данилко рассказал, что его постоянно приглашают на российские корпоративы.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика