Поэтическое
вдохновение и его
реализация поэтическое творчество по Ломоносову едва ли не высшая форма
доступной человеку деятельности. Подобно тому как бог для Ломоносова это
главным образом создатель, строитель, великий архитектор мира, а Петр
Великий создатель новой России, могущественной и просвещенной, так и поэт
для него богоподобен своей творческой силою, своей способностью поэтическим
словом воссоздавать, творить особый мир, сферу высокого и прекрасного.
Идея богоподобности поэта и равенства
его богу в смысле созидательной творческой силы, конечно, в пределах его
маленького мира, восходит у Ломоносова к Лейбницу. Именно в этом вопросе
Ломоносов ближе всего
136
к Лейбницу, с
которым его
многое разделяло и в общих вопросах философии и специально в
религиозно-философских проблемах. Как указывает Кино Фишер, по
Лейбницу, человеческий
дух со своей художественной творческой силой является маленьким божеством.
2 В
подтверждение этого он приводит следующие слова Лейбница: Что касается разумной
души, или духа, то в одном отношении он превосходит все другие монады, или
простые души. Он не только зеркало естественного мира, но также и образ
божества. Дух не только имеет представление о творениях бога, но в состоянии
также создать нечто подобное, хотя лишь в малом масштабе. Ибо не говоря уже о
сновидениях, где мы без труда и ненамеренно измышляем такие вещи, над
которыми нам пришлось бы долго думать, чтоб дойти до них в состоянии
бдения, наша
душа архитектонична в своих произвольных деяниях, она открывает законы, по
которым бог устроил мир вес, мера, число, и в своей сфере, в своем малом
мире, в этом ограниченном пространстве действия ее сил, подражает великим
творениям бога. 3
Художник, поэт
творит свой
мир, отбирая из действительности то, что нужно для великих целей
искусства красоты
и добра, высокого или возвышенного. Точка зрения поэта так высока, что
позволяет ему видеть и неизмеримые пространства родины России, постигать
прошлое, прозревать будущее.
Движение снизу вверх
в одах
Ломоносова имеет совершенно иное значение, чем в поэзии барокко, как это
видно на ближайшем примере поэме Петра Буслаева Умозрительство душевное 1734.
В поэзии барокко движение с
земли на небо есть реальное, истинное ее содержание, смысл и цель
человеческого бытия. У Ломоносова это движение имеет только
поэтическое, метафорическое
значение. Более того, самый процесс перехода от земного существования к
небесному блаженству, т. е. смерть, в поэме Буслаева являющаяся и темой и ее
содержанием, в
творчестве Ломоносова не существует как самостоятельная поэтическая тема.
Движение вверх в
мысли, поэтическое
восхищение является одним из основных понятий эстетической программы
137
Ломоносова, и
потому оно так
тщательно теоретически разработано и так обильно представлено
образцами, взятыми
из классиков и из его собственного творчества.
В 239 Риторики 1748 Ломоносов
к фигуре восхищения дает исключительно стихотворные образцы, ибо, как он
говорит в заключительных строках его, сей фигуры хотя нет в правилах у древних
учителей красноречия, однако много есть примеров в употреблении. Иными
словами, как фигура, т. е. как осознанный поэтический прием, восхищение
восторг
было понято только в новое время, и потому, очевидно, Ломоносов считает его
свойством стиля поэзии нового времени вообще и своего собственного творчества в
частности. Отсюда становится понятным, почему он приводит к фигуре восхищения
примеры в исторической последовательности, сначала из древнего, античного
поэта Овидия, затем из Бухало и, наконец, из стихов самого Ломоносова, так
что на два примера из стихов великих авторов прошлого, признанных