serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 84


Поэтическое вдохновение и его реализация поэтическое творчество по Ломоносову едва ли не высшая форма доступной человеку деятельности. Подобно тому как бог для Ломоносова это главным образом создатель, строитель, великий архитектор мира, а Петр Великий создатель новой России, могущественной и просвещенной, так и поэт для него богоподобен своей творческой силою, своей способностью поэтическим словом воссоздавать, творить особый мир, сферу высокого и прекрасного.

Идея богоподобности поэта и равенства его богу в смысле созидательной творческой силы, конечно, в пределах его маленького мира, восходит у Ломоносова к Лейбницу. Именно в этом вопросе Ломоносов ближе всего

136

к Лейбницу, с которым его многое разделяло и в общих вопросах философии и специально в религиозно-философских проблемах. Как указывает Кино Фишер, по Лейбницу, человеческий дух со своей художественной творческой силой является маленьким божеством. 2 В подтверждение этого он приводит следующие слова Лейбница: Что касается разумной души, или духа, то в одном отношении он превосходит все другие монады, или простые души. Он не только зеркало естественного мира, но также и образ божества. Дух не только имеет представление о творениях бога, но в состоянии также создать нечто подобное, хотя лишь в малом масштабе. Ибо не говоря уже о сновидениях, где мы без труда и ненамеренно измышляем такие вещи, над которыми нам пришлось бы долго думать, чтоб дойти до них в состоянии бдения, наша душа архитектонична в своих произвольных деяниях, она открывает законы, по которым бог устроил мир вес, мера, число, и в своей сфере, в своем малом мире, в этом ограниченном пространстве действия ее сил, подражает великим творениям бога. 3

Художник, поэт творит свой мир, отбирая из действительности то, что нужно для великих целей искусства красоты и добра, высокого или возвышенного. Точка зрения поэта так высока, что позволяет ему видеть и неизмеримые пространства родины России, постигать прошлое, прозревать будущее.

Движение снизу вверх в одах Ломоносова имеет совершенно иное значение, чем в поэзии барокко, как это видно на ближайшем примере поэме Петра Буслаева Умозрительство душевное 1734.

В поэзии барокко движение с земли на небо есть реальное, истинное ее содержание, смысл и цель человеческого бытия. У Ломоносова это движение имеет только поэтическое, метафорическое значение. Более того, самый процесс перехода от земного существования к небесному блаженству, т. е. смерть, в поэме Буслаева являющаяся и темой и ее содержанием, в творчестве Ломоносова не существует как самостоятельная поэтическая тема.

Движение вверх в мысли, поэтическое восхищение является одним из основных понятий эстетической программы

137

Ломоносова, и потому оно так тщательно теоретически разработано и так обильно представлено образцами, взятыми из классиков и из его собственного творчества.

В 239 Риторики 1748 Ломоносов к фигуре восхищения дает исключительно стихотворные образцы, ибо, как он говорит в заключительных строках его, сей фигуры хотя нет в правилах у древних учителей красноречия, однако много есть примеров в употреблении. Иными словами, как фигура, т. е. как осознанный поэтический прием, восхищение восторг было понято только в новое время, и потому, очевидно, Ломоносов считает его свойством стиля поэзии нового времени вообще и своего собственного творчества в частности. Отсюда становится понятным, почему он приводит к фигуре восхищения примеры в исторической последовательности, сначала из древнего, античного поэта Овидия, затем из Бухало и, наконец, из стихов самого Ломоносова, так что на два примера из стихов великих авторов прошлого, признанных

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
расчет расстояния между городами жд
Кобзон прокомментировал свой уход из коллегии Минкультуры
Ранее Иосиф Кобзон направил министру культуры Владимиру Мединскому письмо, в котором сообщил, что покидает экспертный совет и коллегию.
В США объявили номинантов на «Золотой глобус»
Фильм "Форма воды" (The Shape of Water) мексиканского постановщика Гильермо дель Торо стал фаворитом грядущей церемонии вручения американской кино- и телевизионной премии "Золотой глобус", получив в общей сложности семь номинаций.
Яндекс назвал самые популярные фильмы и сериалы 2017 года
Главный российский поисковик Яндекс представил свой традиционный рейтинг самых популярных кинофильмов и телевизионных сериалов, сформированный на основании поисковых запросов пользователей.
Открытие музейного городка ГМИИ имени Пушкина перенесли на 2020 год
Ранее портал iz.ru сообщал, что режиссер Михалков предложил объединить Музей кино и Госфильмофонд РФ.
Снова как выставочная площадка: Речной вокзал открылся спустя 4 года
Итог - в 2013 году в судебном порядке было принято решение закрыть музей (он переехал на бульвар Гагарина в здание бывшего магазина бытовой техники).
«Яндекс» назвал самые популярные запросы года
В категории «Вещи и явления» самыми популярными запросами оказались криптовалюта, спиннер, новые модели смартфонов, вышедшие в этом году, — iPhone X, Samsung Galaxy S8 и iPhone 8. А также рэп-баттлы и выпуск новых купюр номиналом 200 и 2000 рублей.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика