serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 91


Готшед в своей Критической поэтике 1730, излагая немецкую теорию просветительского классицизма, ратует за чистоту немецкого языка, за истинные языковые и литературные традиции, борется с барочными направлениями и маньеризмом всех видов, в том числе и с чудесным, которое он осуждает как неразумное. 21 Он последовательно критикует чудесное и у древних и у новых авторов. Щит Ахилла, по его мнению, должен быть огромен, чтобы вместить все, что на нем изображено; Ариосто создавал свои выдумки в бреду. Особенное его ожесточение вызывал перевод Потерянного рая Мильтона, выпущенный Бодмером еще в 1732 г. , но ставший предметом острого спора после появления книги Бодмера и Брейтингера, в которых они защищали Мильтона и чудесное: Поэтическая живопись должна представлять живые и трогающие сердце изображения, подражая природе в действительном, так как все представления поэзии и живописи основаны или на исторической или на поэтической правде; представления, основанные на поэтической правде производят чудесное; оно сильнее поражает воображение. 22

В своей защите Мильтона и чудесного швейцарцы опровергали и Готшеда и Вольтера и начали тем самым многолетнюю литературную борьбу, одним из результатов которой было появление в 1748 г. первых трех песен Мессиады Клопштока. Чудесное, да еще в форме

148

христианской эпопеи, ближайшим образом связанной с Мильтоном, как образцом, получило мощную поддержку в поэме молодого талантливого поэта. Готшед же до последних дней своей жизни оставался непримиримым врагом всего средневекового и чудесного. В своем словаре он так писал о нем: Ничто не ставило нас в такие затруднения, как это чудесное. Отсюда идут чудные рассказы в рыцарских книгах о Роланде, Зигфриде и пр. . . . Отсюда безвкусная театральная чертовщина в пьесах Шекспира и обезьян, ему подражающих . . . Долго чернь разевала рот на подобные глупости. 23

На фоне этих споров в немецкой литературе, с которой Ломоносов, как и вообще вся русская литература и ученость 1740-х годов, были связаны, как можно думать, гораздо теснее, чем с французской, отношение Ломоносова к вымыслу перестает быть только повторением усвоенного на студенческой скамье. В контексте споров Готшеда и швейцарцев эволюция его взглядов на роль вымыслов получает более глубокий смысл. В ней Ломоносов выступает как сознательный и заинтересованный участник общеевропейского литературного спора, в котором русская литература в его лице могла сказать свое смелое и оригинальное слово. Думаю, что немецкие споры о чудесном в литературе были еще и потому важны для Ломоносова, что во французской литературе 17301740 гг. , собственно говоря, никаких споров на эту тему не велось. И теоретики Бате и практики литературы Вольтер были единодушны в своем отрицании чудесного. Бате с большим неодобрением пишет о Гомере, у которого река выходит из своего русла, чтобы бежать за человеком, о Вергилии, у которого корабли превращаются в нимф, и т. д. 25 Особенно для него неприемлем Мильтон, которого он обстоятельно и неприязненно критикует.

Осуждая привнесение чудесного из христианской мифологии, Бате пишет: Желать соединить это чудесное нашей религии с обыкновенным сюжетом, близким нам, заставлять ангелов спуститься, чтобы производить эти чудеса в событии, все завязки и развязки которого очень простые и лишенные тайн, известны заранее, это значит

149

попасть в смешное положение, чего никак нельзя избежать, если чудесное не удается. 25

Он допускает чудесное в эпопее, но такое, чтобы оно было в то же время правдоподобно и в какой-то мере естественно, т. е. чтобы в чудесном не было ничего

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В Сингапуре открылся фестиваль российского кино
В Сингапуре впервые открылся фестиваль российского кино.
Дэниел Крэйг приступил к тренировкам в гипсе
Как свидетельствует фотография на официальном канале проекта в социальной сети Twitter, актер приступил к интенсивным тренировкам, еще будучи в гипсе, Комментарий к снимку гласит, что британский актер будет готов вернуться к работе уже через неделю.
На фестивале в Казани покажут «Самоубийцу» Николая Эрдмана
Для казанцев организовали программы фестиваля, которые можно посмотреть бесплатно. Например, в выходные дни – «Записные книжки» Чехова, а во вторник и среду (18 и 19 июня) покажут спектакль «Самоубийца» режиссера Николая Эрдмана.
Константинопольский хочет снять сериал про современного Чичикова
Константинопольский рассказал, что сейчас работает над «Мертвыми душами». По его словам, должен будет получится четырехсерийный сериал про современного Чичикова. Фестиваль «Кинотавр» проходит в Сочи с 9 по 16 июня.
Умер барабанщик группы «Машина времени» Остроумов
Барабанщик группы «Машина времени» Сергей Остроумов скончался на 55-м году жизни. Об этом сообщил в своем «Фейсбуке» лидер группы Андрей Макаревич. Что стало причиной смерти, не уточняется.
Появилось видео, где Том Хэнкс на спор грабит магазин
Видеозапись хулиганского поступка появилась на YouTube. Обладатель двух премий «Оскар» стал гостем популярного американского шоу «Джимми Киммел в прямом эфире». Ведущий заявил, что Хэнкс никогда не был замешан в скандалах.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика