serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 91


Готшед в своей Критической поэтике 1730, излагая немецкую теорию просветительского классицизма, ратует за чистоту немецкого языка, за истинные языковые и литературные традиции, борется с барочными направлениями и маньеризмом всех видов, в том числе и с чудесным, которое он осуждает как неразумное. 21 Он последовательно критикует чудесное и у древних и у новых авторов. Щит Ахилла, по его мнению, должен быть огромен, чтобы вместить все, что на нем изображено; Ариосто создавал свои выдумки в бреду. Особенное его ожесточение вызывал перевод Потерянного рая Мильтона, выпущенный Бодмером еще в 1732 г. , но ставший предметом острого спора после появления книги Бодмера и Брейтингера, в которых они защищали Мильтона и чудесное: Поэтическая живопись должна представлять живые и трогающие сердце изображения, подражая природе в действительном, так как все представления поэзии и живописи основаны или на исторической или на поэтической правде; представления, основанные на поэтической правде производят чудесное; оно сильнее поражает воображение. 22

В своей защите Мильтона и чудесного швейцарцы опровергали и Готшеда и Вольтера и начали тем самым многолетнюю литературную борьбу, одним из результатов которой было появление в 1748 г. первых трех песен Мессиады Клопштока. Чудесное, да еще в форме

148

христианской эпопеи, ближайшим образом связанной с Мильтоном, как образцом, получило мощную поддержку в поэме молодого талантливого поэта. Готшед же до последних дней своей жизни оставался непримиримым врагом всего средневекового и чудесного. В своем словаре он так писал о нем: Ничто не ставило нас в такие затруднения, как это чудесное. Отсюда идут чудные рассказы в рыцарских книгах о Роланде, Зигфриде и пр. . . . Отсюда безвкусная театральная чертовщина в пьесах Шекспира и обезьян, ему подражающих . . . Долго чернь разевала рот на подобные глупости. 23

На фоне этих споров в немецкой литературе, с которой Ломоносов, как и вообще вся русская литература и ученость 1740-х годов, были связаны, как можно думать, гораздо теснее, чем с французской, отношение Ломоносова к вымыслу перестает быть только повторением усвоенного на студенческой скамье. В контексте споров Готшеда и швейцарцев эволюция его взглядов на роль вымыслов получает более глубокий смысл. В ней Ломоносов выступает как сознательный и заинтересованный участник общеевропейского литературного спора, в котором русская литература в его лице могла сказать свое смелое и оригинальное слово. Думаю, что немецкие споры о чудесном в литературе были еще и потому важны для Ломоносова, что во французской литературе 17301740 гг. , собственно говоря, никаких споров на эту тему не велось. И теоретики Бате и практики литературы Вольтер были единодушны в своем отрицании чудесного. Бате с большим неодобрением пишет о Гомере, у которого река выходит из своего русла, чтобы бежать за человеком, о Вергилии, у которого корабли превращаются в нимф, и т. д. 25 Особенно для него неприемлем Мильтон, которого он обстоятельно и неприязненно критикует.

Осуждая привнесение чудесного из христианской мифологии, Бате пишет: Желать соединить это чудесное нашей религии с обыкновенным сюжетом, близким нам, заставлять ангелов спуститься, чтобы производить эти чудеса в событии, все завязки и развязки которого очень простые и лишенные тайн, известны заранее, это значит

149

попасть в смешное положение, чего никак нельзя избежать, если чудесное не удается. 25

Он допускает чудесное в эпопее, но такое, чтобы оно было в то же время правдоподобно и в какой-то мере естественно, т. е. чтобы в чудесном не было ничего

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Пиратскую копию «Матильды» впервые заблокировал Мосгорсуд
Напомним, вокруг фильма развернулась широкая дискуссия.
«Ленинград» представил клип «Кандидат»
Группа "Ленинград" представила свой новый клип под названием "Кандидат".
Певец Эд Ширан из-за травмы обеих рук отменил гастроли
Известный британский исполнитель Эд Ширан из-за травм обеих рук отменил гастроли в Азии.
В 45 лет умерла актриса из «Тайн дворцовых переворотов» Цареградская
Актриса Марьяна Цареградская, известная по сериалу "Тайны дворцовых переворотов", где сыграла Екатерину Долгорукую, скончалась на 46-м году жизни после продолжительной - по некоторым данным - онкологической болезни.
Скончался грузинский скульптор Гоги Очиаури
Скульптор Гоги Очиаури скончался в Тбилиси в возрасте 90 лет, сообщило Общественное телевидение страны.
Актриса из «Игры Престолов» рассказала о домогательствах Вайнштейна
Актриса Лина Хиди, сыгравшая в популярном сериале «Игра Престолов», сообщила о домогательствах со стороны Харви Вайнштейна на своей странице в твиттере.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика