serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 91


Готшед в своей Критической поэтике 1730, излагая немецкую теорию просветительского классицизма, ратует за чистоту немецкого языка, за истинные языковые и литературные традиции, борется с барочными направлениями и маньеризмом всех видов, в том числе и с чудесным, которое он осуждает как неразумное. 21 Он последовательно критикует чудесное и у древних и у новых авторов. Щит Ахилла, по его мнению, должен быть огромен, чтобы вместить все, что на нем изображено; Ариосто создавал свои выдумки в бреду. Особенное его ожесточение вызывал перевод Потерянного рая Мильтона, выпущенный Бодмером еще в 1732 г. , но ставший предметом острого спора после появления книги Бодмера и Брейтингера, в которых они защищали Мильтона и чудесное: Поэтическая живопись должна представлять живые и трогающие сердце изображения, подражая природе в действительном, так как все представления поэзии и живописи основаны или на исторической или на поэтической правде; представления, основанные на поэтической правде производят чудесное; оно сильнее поражает воображение. 22

В своей защите Мильтона и чудесного швейцарцы опровергали и Готшеда и Вольтера и начали тем самым многолетнюю литературную борьбу, одним из результатов которой было появление в 1748 г. первых трех песен Мессиады Клопштока. Чудесное, да еще в форме

148

христианской эпопеи, ближайшим образом связанной с Мильтоном, как образцом, получило мощную поддержку в поэме молодого талантливого поэта. Готшед же до последних дней своей жизни оставался непримиримым врагом всего средневекового и чудесного. В своем словаре он так писал о нем: Ничто не ставило нас в такие затруднения, как это чудесное. Отсюда идут чудные рассказы в рыцарских книгах о Роланде, Зигфриде и пр. . . . Отсюда безвкусная театральная чертовщина в пьесах Шекспира и обезьян, ему подражающих . . . Долго чернь разевала рот на подобные глупости. 23

На фоне этих споров в немецкой литературе, с которой Ломоносов, как и вообще вся русская литература и ученость 1740-х годов, были связаны, как можно думать, гораздо теснее, чем с французской, отношение Ломоносова к вымыслу перестает быть только повторением усвоенного на студенческой скамье. В контексте споров Готшеда и швейцарцев эволюция его взглядов на роль вымыслов получает более глубокий смысл. В ней Ломоносов выступает как сознательный и заинтересованный участник общеевропейского литературного спора, в котором русская литература в его лице могла сказать свое смелое и оригинальное слово. Думаю, что немецкие споры о чудесном в литературе были еще и потому важны для Ломоносова, что во французской литературе 17301740 гг. , собственно говоря, никаких споров на эту тему не велось. И теоретики Бате и практики литературы Вольтер были единодушны в своем отрицании чудесного. Бате с большим неодобрением пишет о Гомере, у которого река выходит из своего русла, чтобы бежать за человеком, о Вергилии, у которого корабли превращаются в нимф, и т. д. 25 Особенно для него неприемлем Мильтон, которого он обстоятельно и неприязненно критикует.

Осуждая привнесение чудесного из христианской мифологии, Бате пишет: Желать соединить это чудесное нашей религии с обыкновенным сюжетом, близким нам, заставлять ангелов спуститься, чтобы производить эти чудеса в событии, все завязки и развязки которого очень простые и лишенные тайн, известны заранее, это значит

149

попасть в смешное положение, чего никак нельзя избежать, если чудесное не удается. 25

Он допускает чудесное в эпопее, но такое, чтобы оно было в то же время правдоподобно и в какой-то мере естественно, т. е. чтобы в чудесном не было ничего

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Создатели «Игры престолов» превратят декорации в парки развлечений
В парках будут выставлены также декорации, костюмы, артефакты и другие интересные вещи со съёмок «Игры престолов».
Продюсер «Звездных войн» Гэри Куртц на 79-м году ушел из жизни
Куртц работал над тремя частями известной франшизы Известный режиссер Гэри Куртц скончался в возрасте 78 лет, об этом сообщают американские издания.
Мел Гибсон снимет ремейк культового вестерна «Дикая банда»
Звучит всё очень неплохо: Мел, пишет THR, планирует снять ремейк классического культового вестерна 1969 года "Дикая банда" (The Wild Bunch).
Режиссёр Найшуллер объяснил провал клипа «Ленинграда» на трек «Цой»
Режиссёр Илья Найшуллер, снявший для Сергея Шнурова и группы «Ленинград» клип на композицию «Цой», объяснил причину провала видео у зрителей.
В Сети появилось видео момента падения Дженнифер Лопес на концерте
Певица не устояла на ногах В Сети гуляет видео с концерта американской актрисы и певицы 49-летней Дженнифер Лопес, которая на собственном концерте умудрилась упасть на сцене.
50 лет исполняется 25 сентября голливудскому актеру Уиллу Смиту
Каждый год с участием актера выходит по два-три фильма, вот, например, в настоящее время также отметивший совсем недавно юбилей Гай Ричи завершает работу над семейной картиной "Аладдин", в которой Уилл Смит исполнил главную роль.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика