О чистых вымыслах
Ломоносов
говорит немного, предполагая, что они не нуждаются в подробных объяснениях,
151
и примеров из
собственного
творчества он не дает, приведя только начало VIII песни Илиады Зевс созывает
богов на совет. С наибольшим вниманием разработал Ломоносов учение о косвенных
и смешанных вымыслах. И весь смысл объяснений, которыми он сопровождает
поэтические примеры вымыслов, в указании способов перехода от правды к вымыслу,
т. е. от действительности к поэзии. Так, определяя косвенные
вымыслы, Ломоносов
пишет: Косвенные вымыслы имеют в себе некоторую оговорку или какое-нибудь
умягчение, чем они с правдою спрягаются и к ней ближе подходят . . .
Когда бы
древни лета знали, Толику
бодрость с красотой, То б храмы в честь твою создали И жертвой чтили б образ
твой.
Здесь вымыслом
Ломоносов
называет поэтическое преувеличение или, вернее, предположение, действительно
оговоренное особым условием, необходимым для того, чтобы мечта поэта могла
преобразиться в действительность.
Перечисляя виды чистых
вымыслов, Ломоносов называет
соединение, приложение, отъятое, увеличение, умножение,
превращение, приложение с места на место или одного времени в другое. Из
своих од он приводит примеры не ко всем видам вымыслов. Там, где
предполагается
чистая фантастика, основанная на античной мифологии, он дает в своих
переводах примеры из античных же поэтов. К соединению у него идет описание
гарпий из Энеиды Вергилия, к умножению тоже из Энеиды, к превращению из
Овидия. К тем же видам чистых вымыслов, которые Ломоносов считал применимыми
и в поэзии нового времени, и в собственном творчестве, он дает образцы из
своих стихов.
Определив приложение, когда
части, свойства или действия вещам придаются от иных, которые суть другого
рода,
он берет два30 примера из Метаморфоз
Овидия и один свой. Из Овидиевых Превращений о южном ветре, кн. 1:
Уже юг влажными
крылами
вылетает,
Вода с седых
власов и дождь с брады
стекает,
Туманы на
лице, в росе перната
грудь.
152
Он облака
рукой успел давнуть, Внезапно
дождь густой повсюду зашумел.
Из
своих стихов Ломоносов взял следующее четверостишие:
И се уже рукой
багряной Врата отверзла в мир заря, От ризы сыплет свет румяный В
поля, в леса, во град, в моря.
Приведя эти примеры
одушевления стихийных явлений природы ветра, зари, Ломоносов очень подробно и
настойчиво подчеркивает, что когда бездушным вещам, действиям, добродетелям
или порокам дается вид человеческой или другого какого-нибудь животного, то
должно наблюдать подобие вымышленного изображения с самою вещью, которая под
таким видом
представляется, придавать ей действия, свойства и обстоятельства сходные с
действиями, свойствами и обстоятельствами самой оной вещи. 31