serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 93


О чистых вымыслах Ломоносов говорит немного, предполагая, что они не нуждаются в подробных объяснениях,

151

и примеров из собственного творчества он не дает, приведя только начало VIII песни Илиады Зевс созывает богов на совет. С наибольшим вниманием разработал Ломоносов учение о косвенных и смешанных вымыслах. И весь смысл объяснений, которыми он сопровождает поэтические примеры вымыслов, в указании способов перехода от правды к вымыслу, т. е. от действительности к поэзии. Так, определяя косвенные вымыслы, Ломоносов пишет: Косвенные вымыслы имеют в себе некоторую оговорку или какое-нибудь умягчение, чем они с правдою спрягаются и к ней ближе подходят . . .

Когда бы древни лета знали, Толику бодрость с красотой, То б храмы в честь твою создали И жертвой чтили б образ твой.

 

Здесь вымыслом Ломоносов называет поэтическое преувеличение или, вернее, предположение, действительно оговоренное особым условием, необходимым для того, чтобы мечта поэта могла преобразиться в действительность.

Перечисляя виды чистых вымыслов, Ломоносов называет соединение, приложение, отъятое, увеличение, умножение, превращение, приложение с места на место или одного времени в другое. Из своих од он приводит примеры не ко всем видам вымыслов. Там, где предполагается чистая фантастика, основанная на античной мифологии, он дает в своих переводах примеры из античных же поэтов. К соединению у него идет описание гарпий из Энеиды Вергилия, к умножению тоже из Энеиды, к превращению из Овидия. К тем же видам чистых вымыслов, которые Ломоносов считал применимыми и в поэзии нового времени, и в собственном творчестве, он дает образцы из своих стихов.

Определив приложение, когда части, свойства или действия вещам придаются от иных, которые суть другого рода, он берет два30 примера из Метаморфоз Овидия и один свой. Из Овидиевых Превращений о южном ветре, кн. 1:

Уже юг влажными крылами вылетает,

Вода с седых власов и дождь с брады стекает,

Туманы на лице, в росе перната грудь.

152

Он облака рукой успел давнуть, Внезапно дождь густой повсюду зашумел.

 

Из своих стихов Ломоносов взял следующее четверостишие:

 

И се уже рукой багряной Врата отверзла в мир заря, От ризы сыплет свет румяный В поля, в леса, во град, в моря.

Приведя эти примеры одушевления стихийных явлений природы ветра, зари, Ломоносов очень подробно и настойчиво подчеркивает, что когда бездушным вещам, действиям, добродетелям или порокам дается вид человеческой или другого какого-нибудь животного, то должно наблюдать подобие вымышленного изображения с самою вещью, которая под таким видом представляется, придавать ей действия, свойства и обстоятельства сходные с действиями, свойствами и обстоятельствами самой оной вещи. 31

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика