serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 108


Не дай им в злобе похвалиться, И мне в ругательство сказать; О, как в нас сердце веселится, Что мы могли его пожрать.

 

И для того чтобы характер этого веселья врагов был совершенно ясен читателю, Ломоносов низводит его до простого глумления, до смеха над побежденным и пострадавшим:

Смятенный дух во мне терзают, Моим паденьем льстя себя; Смеются, нагло укоряют, Зубами на меня скрепя.

Мне пагубы, конечно, чая, Все купно стали восклицать, Смеяться, челюсть расширяя: Нам радостно на то взирать

 

Этому злобному смеху Ломоносов противопоставляет идущее из глубины души веселье, подлинное чувство радости, сопричастности человека миру добра и красоты, о котором говорится в переложении трижды:

Душа моя возвеселится О покровителе своем, И радости ободрится О наступлении твоем.

Во храме возвещу великом Преславную хвалу твою, Веселым гласом и языком

175

При тьмах народа воспою.

Язык мой правде поучится, И истине святой твоей, Тобой мой дух возвеселится Чрез все число мне данных дней.

В Риторике 1748 Ломоносов дает подробное определение радости и ее градаций, в число которых входит и веселье: Радость есть душевное услаждение в рассуждении настоящего добра, подлинного или мнимого. Сия страсть имеет три степени. В самом начале производит немалое, однако свободное движение и играное крови, сказание, плескание, осмеяние. Но как несколько утихнет, тогда переменяется в веселие, и последует некоторое распространение сердца, взор приятной и лице веселое. Напоследи, как уже веселие успокоится, наступает удовольствие мыслей и перестают все чрезвычайные в теле перемены 102. 22 Веселие, следовательно, является центральной, основной стадией радости, моментом некоего равновесия эмоционального и рационального в ней. Парным антагонистом к радости является, по Ломоносову, печаль: Радости противная страсть есть печаль, которая состоит в жестокой скуке о настоящем зле. И так происходит она, когда в уме представляется лишение великого добра или терпение великого несчастья 106. Задачу оратора, да и поэта, Ломоносов видел в генерализации частных фактов, в подведении их под категории философского учения о нравах, в определении характера страсти и наиболее действенном ее выражении. Для Ломоносова факт или событие интересны не сами по себе, и не по тем выводам, которые можно из них сделать, применяя к ним какие-либо философские, политические, эстетические и т. п. критерии. Факт ему нужен только как предлог для формулировки общей идеи и только тогда уже поэтического выражения. Пути такого рода предварительной генерализации в процессе

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика