Ломоносовского творчества
могли быть различны, в соответствии с характером материала и видами жанров.
4
Начало абстрактно-обобщающее, лежащее
в основе построения Ломоносовской оды как изображения борьбы двух
176
контрастных начал
света и тьмы,
радости и печали, пользы и красоты, мира и войны получает и
свое, особое, словесно-стилевое
выражение.
Давно уже отмечена в
литературе о Ломоносове одна особенность лексики его од явное пристрастие к
отвлеченным качественным существительным в ущерб качественным
прилагательным. Одну
из этих категорий абстрактных качественных существительных с суффиксом ствол
постоянство, неистовство, благоденство
Будилович назвал любимыми словами Ломоносова и составил их список. 23
Многие из них
с Ломоносовских времен прочно вошли в русский литературный язык и поэтому не
воспринимаются нами как стилевой признак. Некоторые из этих любимых
Ломоносовым существительных не удержались в литературе
бегство, благоденство, беспокойство,
другие
после Ломоносова прочно вошли в языковую
практику множество, невежество, первенство,
постоянство, торжество и т. д.
П. Н. Берков
показал, 24 что многие из
этих слов на ствол
существовали
в русской литературе задолго до Ломоносова и ни в какой мере не являлись его
изобретением.
Он приводит перечень их, отмеченных исследователями ранее XVI в. :
бесстыдство, братоубийство, высочество,
державство, пособство, приветство и т. п. Встречаются такого рода
качественные
существительные и у ближайших предшественников Ломоносова у Тредиаковского и
Кантемира, и из его младших современников у Сумарокова. При этом следует
обратить внимание на обстоятельство, Будиловичем на замеченное. Для
Ломоносова характерна в отличие от всех его современников любовь не к словам на
ствол вообще, а именно к
отвлеченным качественным существительным этого типа. У Кантемира в IV сатире
17311743
на 380 стихов только три слова относятся к этой категории:
недовольство, благородство, беспокойство.
Два
других потомство
и сообщество утратили свойства
качественности и превратились в конкретные существительные. У Тредиаковского
отвлеченные качественные существительные на ствол появляются в одах 177
так редко, что не
могут
считаться стилистической чертой. Только у Ломоносова во второй половине 1740-х
годов употребление именно этих существительных становится заметным и, очевидно,
осознанным стилистически. Характерна в этом отношении ода 1747 г. :
Блаженство
сел, градов ограда
Я россов
счастьем услаждаюсь, Я
их спокойством не меняюсь На целый запад и
восток
Бессмертия
достойный муж Блаженства нашего причина
Щедроты точи
превышает, Довольство муз усугубляет
Когда Всевышний поручил Тебе в
счастливое подданство