serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 111


Редакция 1745 г

Редакция 1751 г

 

Белейшей мрамора рукою Любовь несет перед собою Младых супругов светлый лик; Натура оному дивится. Воззреть земля и море тщится, И звездный круг к тому приник.

Белейшей мрамора рукою Любовь несет перед собою Младых супругов светлый лик; Сама, смотря на них дивится, И полк всех нежностей теснится И к оным тщательно приник.

 

Чем руководствовался Ломоносов, когда переделывал эту строфу Возможно, что его внимание к этой строфе мог привлечь Сумароков, который в Критике на оду указал, что в XVII строфе оды 1747 г. во втором стихе. . . вместо природы или естества поставлена натура, и хотя

179

это и простительно, однако для чего слова натура в русских речах без нужды употреблять26 Но скорей всего, Ломоносов по другой причине сделал в этой строфе такую полную перемену. В редакции 1745 г. в торжественное брачное шествие под предводительством любви он ввел персонажей, более уместных в оде, посвященной успехам науки и просвещения; у него здесь появились и натура и земля земной шар и звездный круг все звездное небо. По-видимому, такое участие вселенной в брачном торжестве великого князя показалось Ломоносову, через пять лет после появления этой оды, нарушающим ее общий тон. Во второй редакции любуется новобрачными уже не натура, а любовь и соответственно окружают ее нежности скорей всего Ломоносов имел в виду постоянных спутниц любви харит, чем, возможно, и мотивировалось для него множественное число полк нежностей.

Как видно из большинства примеров употребления отвлеченных существительных у Ломоносова, он предпочитал приводить их во множественном числе:

Мы славу дщери зрим Петровой, Зарей торжеств светящую новой.

На прибытие Елизаветы Петровны,

1742 г.

Но холмы и древа скачите. Ликуйте, множества озер.

Там же

Веселый взор свой обращает И вкруг довольства исчисляет.

Ода 1748 г.

Их славе, бегствами обильной, Без брани хищной и несильной. Но можно разве устоять

Ж. Б. Руссо. На счастье

Как менялся общий строй Ломоносовской поэзии от частого употребления отвлеченных существительных во множественной форме

Какой результат, идейный и стилистический, получается при употреблении абстрактных существительных, можно уяснить, сравнив значение их дублетных форм беда бегство.

180

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика