Редакция 1745
г
Редакция 1751
г
Белейшей мрамора рукою Любовь несет
перед собою Младых
супругов светлый лик; Натура оному дивится. Воззреть земля и море тщится, И
звездный круг к тому приник.
Белейшей мрамора рукою Любовь несет
перед собою Младых
супругов светлый лик; Сама, смотря на них дивится, И полк всех нежностей
теснится И к оным тщательно
приник.
Чем руководствовался Ломоносов,
когда переделывал эту строфу Возможно, что его внимание к этой строфе мог
привлечь Сумароков, который в Критике на оду указал, что в XVII строфе оды
1747 г. во втором стихе. . . вместо
природы или естества поставлена натура, и хотя
179
это и
простительно, однако
для чего слова натура в русских речах без нужды употреблять26 Но
скорей
всего, Ломоносов по другой причине сделал в этой строфе такую полную перемену.
В редакции 1745 г. в торжественное брачное шествие под предводительством любви
он ввел персонажей, более уместных в оде, посвященной успехам науки и
просвещения; у него здесь появились и натура и земля земной шар и звездный
круг все звездное небо. По-видимому, такое участие вселенной в брачном
торжестве великого князя показалось Ломоносову, через пять лет после появления
этой оды, нарушающим ее общий тон. Во второй редакции любуется новобрачными
уже не натура, а любовь и соответственно окружают ее нежности скорей всего
Ломоносов имел в виду постоянных спутниц любви харит, чем, возможно, и
мотивировалось для него множественное число полк нежностей.
Как видно из
большинства
примеров употребления отвлеченных существительных у Ломоносова, он предпочитал
приводить их во множественном числе:
Мы славу дщери зрим
Петровой, Зарей торжеств светящую новой.
На прибытие
Елизаветы Петровны,
1742 г.
Но холмы и древа
скачите. Ликуйте, множества озер.
Там
же
Веселый взор свой обращает И
вкруг довольства
исчисляет.
Ода
1748 г.
Их
славе, бегствами обильной, Без брани хищной и несильной.
Но можно разве устоять
Ж. Б. Руссо. На
счастье
Как менялся общий строй Ломоносовской
поэзии от частого употребления отвлеченных существительных во множественной
форме
Какой результат, идейный и стилистический,
получается при употреблении абстрактных существительных, можно
уяснить, сравнив
значение их дублетных форм беда бегство.
180