эпитетов, нас особенно
интересующая, это эпитеты эмоционально-метафорические, эпитеты, семантический
заряд смысловое наполнение которых гораздо шире их предметного значения. Это
именно тот метод метафоризации, против которого с такой энергией боролся
Сумароков, утверждая, что пламенных звуков быть не может, а есть
звуки, которые
с пламенем бывают, как не бывает глубокого плача или прохладных теней.
В
поэзии Ломоносова эти
эпитеты служат тем же целям. Они не столько характеризуют конкретные качества
предмета, сколько его эмоционально, поэтически, эстетически определяют.
Эпитет златой
Ломоносов
употребляет двояко: он может быть в ряде случаев понят как определение
действительной природы предмета или его зрительной цветовой характеристики:
Златой уже денницы перст Завесу света вскрыл с звездами
Среди пречудныя при ясном
солнце ночи Верхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.
Петр
Великий. Песнь I
И в
новом блеске вознеслись, В златую сведши колесницу.
Ода 1743 г.
В переносно-метафорическом значении
эпитет златой Ломоносов употребляет в сочетаниях типа век златой, времена
златые, восходящих к известному рассказу Вергилия в Георгинах о золотом
веке, вновь
возродившемуся в поэзии XVIII в. как символическое изображение эпохи всеобщего
довольства и счастий:
О
утра час благословенный, Дражайший
нам златых
веков
На день
восшествия на престол
Елизаветы Петровны, 1746 г.
Своею
сладкою водою
В лугах зеленых пролитою
Златой
дает Египту
век.
На день рождения Елизаветы
Петровны, 1746 г.
Сугубо ныне я
восставлен, Златой мне усугублен век
Ода 1752 г.
184
Такие у тебя герои, Монархиня,
в златой твой век.
Ода 1759 г.
И каждый день
златого веку, Коль долго можно человеку, Благодеяньями
венчать.
Петру III, 1762
г.
Варианты этой устойчивой стилистической
формулы есть у Ломоносова в таком виде времена златые, лета
златые. Характерно,
что у него происходит как бы