serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 135


но о подозрении Киевом на мнимый умысел Хорево с Оснельдою. . . Того ради, кто видит два развязания, тот видит и два узла и, следовательно, не одинаков, но двойное представление: одно о Хоревовой любви с Оснельдою, а другое о Киевом подозрении на мнимое злоумышление от обоих их на него. 1

Ломоносов не повторил ошибки Сумарокова. В Тамаре борьба между Селимом и Мамаем за руку Тамары является единственным представлением трагедии, с единственной развязкой в пятом действии: никакого двоения конфликта в трагедии нет, так как брак с Тамарою нужен Мамаю, чтобы получить поддержку Умета в борьбе с Россией.

Тредиаковского возмутила смерть на сцене в трагедии Сумарокова: Любовник сей Хореев, еще сделал и неблагопристойно и против театральных правил, тем что он крови своею обагрил пред всеми театр. Можно б было ему уйти за ширмы и там убиться, а о смерти б его всеконечно не преминул, выбежав запыхавшись, какой-нибудь воин сказать. . .

216

В трагедии Ломоносова Мамая убивают за сценой, но рассказывает о его смерти Селим, главный персонаж трагедии, а не какой-либо, специально для этого сообщения выведенный, вестник.

Не повторяет Ломоносов еще одной ошибки, отмеченной Тредиаковским в Хореве, недостаточной мотивированности некоторых монологов. По его мнению, Оснельда д. 1, ев. 1 начала премногими речами рассказывать Эстраде, И. С. , что Эстрада ей сама сказывала, 43 т. е. изложение истории своего детства Оснельда делает перед своей мамкой, которая, по справедливому замечанию Тредиаковского, все это хорошо знает. Тредиаковский формально прав Оснельда, действительно, начинает свой рассказ с обращения к Эстраде Ты сказывала мне отцово житие, но рассказ этот нужен не для Эстрады, а для зрителей, которым драматург должен был объяснить предысторию своих героев. Поэтому и во втором издании Хорева Сумароков этот монолог сохранил.

В Тамаре и Селимее героиня не произносит такого монолога, а исходная ситуация, равно как и ее исторические предпосылки, разъясняется постепенно на протяжении первого действия.

Критические замечания Тредиаковского имели для Ломоносова в основном негативное значение. Считаясь с ними, он мог избежать ошибок Сумарокова, но положительных решений в трагедийном жанре ему нужно было искать самому.

В Риторике Ломоносова есть несколько замечаний, относящихся к поэтике драматических жанров. Ломоносов говорит о драматической форме в главе четвертой части III О расположении по разговору, где речь идет о диалогическом построении различных литературных жанров. Приведя в своем переводе диалог Лукиана, Ломоносов сопровождает его двумя замечаниями о диалогической форме и ее поэтических возможностях.

Первое из этих замечаний частного характера на конце разговора приданы быть могут лица, которых во всем разговоре не было, самым непосредственным образом касающееся драматургической техники, второе имеет

217

более общий характер: . . . видно, что изрядно по разговору располагать можно повествования о делах . . . и притом вмешивать разные нравоучительные и политические наставления.

В первой трагедии своей Ломоносов уделил очень много места политическим и нравоучительным наставлениям, т. е. прямому изложению определенного круга идей, не связанных с сюжетом и конфликтом трагедии. Таковы монологи Надира о тирании д. II, ев. 5, о войне д. IV, ев. 1, о судьбе гордых властителей д. IV, ев. 3, некоторые из

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Киностудия Paramount перенесла премьеру сиквела «Тихого места»
Продолжение фантастического фильма ужасов «Тихое место» не выйдет весной 2021 года, как предполагалось ранее. Киностудия Paramount решила перенести релиз. Премьера кинокартины «Тихое место 2» была намечена на апрель 2021 года.
Лента студии Pixar «Душа» побеждает в России с кассой около 250 млн рублей
Около 203 миллионов рублей заработали кинотеатры России и стран СНГ в субботу, 23 января. За вычетом стоящего особняком периода новогодних праздников это лучшая дневная выручка со времени начала пандемии. Аналогичная ситуация со всем уик-эндом.
Американский сценарист Уолтер Бернстайн скончался
Бернстайн ушёл из жизни на 102 году от пневмонии. Американский кино- и телесценарист Уолтер Бернстайн скончался от пневмонии в возрасте 101 года.
В Волгограде 2 февраля покажут по телевизору концерт «Память Сталинграда»
Увидеть масштабное мероприятие, посвященное 78-й годовщине победы в Сталинградской битве, смогут все жители региона. Волгоград, 24 января / «Волга-Медиа.ру» /. Трансляция концерта пройдет 2 февраля в 12.00 и в 22.00 на региональных телеканалах.
Создателей фильма «Дворец для Путина» могут пригласить в «КиноСоюз»
Создатели фильма-расследования «Дворец для Путина», вышедшего на YouTube-канале Алексея Навального могут ожидать приглашения в общественную организацию российских кинематографистов «КиноСоюз».
Уникальная выставка граффити и стрит-арта «Сторона» открылась в Краснодаре
Сюжеты картин персональной выставки Елены Яковлевой «Лики Индии под сводом священных Гималаев» придутся по душе ценителям эстетики Востока. В музее Фелицына посетители много чего нового узнают о древней истории родного края, героических страницах местного казачества.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика