Но грекам вы отцы, Троянам вы
тираны: Они вознесены, а
мы лежим попраны
В
ответ на новые объяснения Демофонта
в любви Лиона напоминает ему о варварском разрушении Трои:
Когда
представится в моем
мечтанье грек, Кровавы вижу я потоки наших рек: Пылает дом отцов, сестру
влекут из храма, Рыдающе среди ругательства и срама. Девиц троянских в плен
окованных ведут, При детях матери, терзая грудь, ревут. Раздранны вижу там
я Гекторовы члены, И страшно в слух мой бьют валящиеся стены.
Демофонт обещает
Лионе восстановить
Трою и власть потомков Приама, если только она снизойдет к его чувству. И
Полимнестор,
скрывая от Илионы свою любовь к Филлите, убеждает дочь Приама соединить свою
судьбу с Демофонтом, обещавшим восставить Трою. Лиона отвергает жестокую
месть, вспоминая гибель родного города:
Как мне не
представлять ту ночь
бесчеловечна, Что день Троянский в ночь переменила вечна, И лютых хищников
торжествовавших крик, Который мне и здесь наносит страх велик, Как
греки, наших стен освещены пожаром, На пагубу троян спешили в
буйстве яром; Чрез сродников моих стремился тела, Из коих по земли густая
кровь текла
Тема пожара и разрушения Трои
проходит через трагедию Ломоносова так же последовательно, как тема
огня-разрушения в оде 1748 г
Троянская тема создает
ощущение места и, условно, эпохи, к которой относит Ломоносов действие своей
трагедии, и придает ей своеобразный лиризм, своеобразное освещение. Кровавый
отсвет пожара Трои как бы отражается на лицах героев Демофонта, сообщая этим
персонажам известное величие. Однако это в большей степени удалось Ломоносову
с героинями: мужчины получились только нерешительными, колеблющимися. В героях
Демофонта стихия варварской, но мощной
и сильной своей цельностью эпохи подменена рефлективной и
слабой, гамлетизирующей
природой человека нового времени
В
разработке троянской темы
вторая трагедия Ломоносова близка к его одам даже и по самой своей
стилистической природе, а собственно драматическая ее часть, ее любовные
коллизии лишены и какого-либо внутреннего
227
драматизма и
того, что
особенно ценили современники в трагедиях Сумарокова, чувствительности. В
Демофонте,
как показал Резанув, 69 Ломоносов
изображал гомеровскую Грецию под заметным воздействием трагедии Расина
Андромаха,
в которой греко-троянская вражда и, соответственно, тема гибели Трои
являются реально-исторической основой всех конфликтов. Не меньшее
значение, чем
расиновская трагедия, для Ломоносова в обращении его к античной теме имела
трагедия Сенеки Трояки, в которой и самое действие происходит вблизи только
что взятой греками и разрушенной Трои.
6
Демофонт, как
известно, при жизни
автора поставлен на сцене не был и, по-видимому, не имел читательского успеха.
Это особенно неприятно было для Ломоносова