serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 141


Но грекам вы отцы, Троянам вы тираны: Они вознесены, а мы лежим попраны

 

В ответ на новые объяснения Демофонта в любви Лиона напоминает ему о варварском разрушении Трои:

Когда представится в моем мечтанье грек, Кровавы вижу я потоки наших рек: Пылает дом отцов, сестру влекут из храма, Рыдающе среди ругательства и срама. Девиц троянских в плен окованных ведут, При детях матери, терзая грудь, ревут. Раздранны вижу там я Гекторовы члены, И страшно в слух мой бьют валящиеся стены.

 

Демофонт обещает Лионе восстановить Трою и власть потомков Приама, если только она снизойдет к его чувству. И Полимнестор, скрывая от Илионы свою любовь к Филлите, убеждает дочь Приама соединить свою судьбу с Демофонтом, обещавшим восставить Трою. Лиона отвергает жестокую месть, вспоминая гибель родного города:

Как мне не представлять ту ночь бесчеловечна, Что день Троянский в ночь переменила вечна, И лютых хищников торжествовавших крик, Который мне и здесь наносит страх велик, Как греки, наших стен освещены пожаром, На пагубу троян спешили в буйстве яром; Чрез сродников моих стремился тела, Из коих по земли густая кровь текла

 

Тема пожара и разрушения Трои проходит через трагедию Ломоносова так же последовательно, как тема огня-разрушения в оде 1748 г

Троянская тема создает ощущение места и, условно, эпохи, к которой относит Ломоносов действие своей трагедии, и придает ей своеобразный лиризм, своеобразное освещение. Кровавый отсвет пожара Трои как бы отражается на лицах героев Демофонта, сообщая этим персонажам известное величие. Однако это в большей степени удалось Ломоносову с героинями: мужчины получились только нерешительными, колеблющимися. В героях Демофонта стихия варварской, но мощной и сильной своей цельностью эпохи подменена рефлективной и слабой, гамлетизирующей природой человека нового времени

В разработке троянской темы вторая трагедия Ломоносова близка к его одам даже и по самой своей стилистической природе, а собственно драматическая ее часть, ее любовные коллизии лишены и какого-либо внутреннего

227

драматизма и того, что особенно ценили современники в трагедиях Сумарокова, чувствительности. В Демофонте, как показал Резанув, 69 Ломоносов изображал гомеровскую Грецию под заметным воздействием трагедии Расина Андромаха, в которой греко-троянская вражда и, соответственно, тема гибели Трои являются реально-исторической основой всех конфликтов. Не меньшее значение, чем расиновская трагедия, для Ломоносова в обращении его к античной теме имела трагедия Сенеки Трояки, в которой и самое действие происходит вблизи только что взятой греками и разрушенной Трои.

 

6

Демофонт, как известно, при жизни автора поставлен на сцене не был и, по-видимому, не имел читательского успеха. Это особенно неприятно было для Ломоносова

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика