serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 142


потому, что совпало с триумфом Секиры первое представление 21 декабря 1751 г. , после которого победа Сумарокова над Ломоносовым в жанре трагедии стала для современников очевидна.

Казалось бы, что между соперниками возможно мирное размежевание сфер влияния: за Ломоносовым остается ода, Сумароков полновластно царит на сцене.

В действительности именно 17521753 гг. прошли под знаком ожесточенной литературной борьбы, в которую оказались вовлечены все наличные силы тогдашней литературы, литературной борьбы, оставившей после себя заметный след в виде обширного репертуара полемических и пародийных произведений, заполнивших многие рукописные сборники, вроде известного, так называемого Казанского сборника Разные стиходействии и др. , и надолго определившей развитие эстетической теории русского классицизма.

Критическое выступление Ломоносова по поводу Синева и Трувора не состоялось в той форме, какую он предполагал ему придать в виде статьи-обзора современного состояния русской литературы. Возможно, что Ломоносов предназначал ее для журнала Готшеда или для какого-нибудь из немецких литературных журналов, более к нему расположенных для журнала Формуя Bibliotheque germanique, например. 228

Так или иначе, но из содержания написанного ее начала видно, что конкретным поводом для нее послужило какое-то литературно-полемическое выступление Сумарокова с осуждением лучших русских сочинений, какими в то время, в начале 1750-х годов, могли называться только произведения самого Ломоносова.

Итак, какое полемическое выступление Сумарокова могло в это время заставить Ломоносова взяться за антикритику

Что из критических выступлений Сумарокова, относящихся к этому времени, нам известно Критика на оду написана в 1747 г. , и потому Ломоносов вряд ли о ней стал бы вспоминать шесть лет спустя. Разбирается в ней одна ода, в то время как в статье Ломоносова говорится о сочинениях, на которые нападают его зоилы. Из написанного Сумароковым до 1759 г. , когда он единолично повел собственный журнал, направляя свои критические суждения против Ломоносова, известны только его пародийные, так называемые вздорные, оды. Хронология появления их до сих пор не установлена.

П. Н. Берков считает, что оды вздорные были написаны Сумароковым в 1750-х годах. 70 Это предположение его можно подтвердить, сопоставив стилистику од с хронологией пародируемых произведений Ломоносова.

В Дифирамбе и в III оде вздорной пародируется ода Ломоносова На милость, оказанную в Царском селе 27 августа 1750 г. , напечатанная в конце мая 1751 г

Ломоносов

 

Пройдите землю и пучину. . . И натр Рифейский, и вершину,

Великой в похвалу богине Я воды обращу к вершине; Кречет и к небу устремлю.

III ода вздорная

 

Пройду натр горный и вершину, В морскую свергнулся пучину. . .

 

Дифирамб

Я Волгу обращу к вершине И, утомленный, лягу спать.

 

Из этого сопоставления совершенно очевидно, что ранее 1751 г. III ода вздорная и Дифирамб не могли быть написаны.

Сходное наблюдение можно сделать и над II одой вздорной. В ней пародируется Ода на взятие Хотина,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика