serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 153


При этом Ломоносов дал некоторые из приведенных им отрывков в новом переводе:

 

Я таинства хочу неведомые петь, На облаке хочу я выше звезд взлететь, Оставив низ, пойду небесною горою, Атланту наступлю на плечи я ногою.

Письмо от 16 октября 1753 г.

 

Совсем иначе звучал текст, который уже был им напечатан в Риторике 1748 г. :

 

Устами движет бог; я с ним начну вещать.

Я тайности свои и небеса отверзу,

Сведения ума священного открою.

Я дело стану петь, неведомое прежним

Ходить превыше звезд влечет меня охота

И облаком нестись, презрев земную низость.

Помимо перемен внешних второй перевод сделан рифмованным шестистопным ямбом, а в первом рифм не было этот текст подвергся сокращению и переработке по существу: все, что говорило о поэте как певце высокого, как вдохновенном пророке прекрасного Сведения ума священного открою, все уподобления поэтического дара божественному могуществу во втором переводе были сняты. Осталось только оправдание одического гиперболизма, т. е. была сделана существенная уступка зоилам. Поясняя свою позицию, Ломоносов так охарактеризовал главное обвинение, от которого он хотел себя защитить: Они стихи мои осуждают и находят в них надутые изображения для того, что они самих великих древних и новых стихотворцев высокопарные мысли, похвальные во все веки и от всех народов почитаемые, унизить хотят. 90

Здесь нет ни одного слова в защиту той характерной черты Ломоносовского одического стиля, против которой с такой горячностью возражал Сумароков, нет сложной метафористики, нет эмоционального эпитета, нет, словом, той тенденции Ломоносовского стиля, которая расходилась с основным стилевым направлением русского классицизма 1750-х1760-х годов.

Первая ода Ломоносова, написанная после дискуссии 17521753 гг. , примечательна как практическое выражение тех уступок, на которые вынужден был пойти Ломоносов, считаясь, очевидно, с требованиями зоилов. Для этой Оды на рождение Павла Петровича, сентября 20 1754 года характерно преобладание сравнений, олицетворений,

245

уподоблений над обычным для Ломоносовских од 1740-х годов метафорическим изобилием. В этой оде нет и той стройности словесных тем, с такой последовательностью проведенных в одах 17461750 гг. Вместо словесной темы-понятия, взятого из области психологической, в оде 1754 г. тема славы как-то объединяет и те ее строфы, где говорится о рождении Павла Петровича, и о его царственных предках, и о тех военно-политических мероприятиях, которые ему дано будет совершить. Единство здесь получается не внутреннее, а внешнее, формальное. Не поэтическая тема, а привлечение фактов в последовательности, чисто рассудочной, придает этой оде характер дидактического послания. В ней почти нет метафор и, что особенно интересно, исправлены некоторые примеры поэтического словоупотребления, вызывавшие критические возражения. Так, Сумароков осудил в оде 1747 г. строку:

 

Где в роскоши прохладных теней.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В Театре мюзикла состоялся предпремьерный показ спектакля «Реверс»
Первый в мире спектакль на грани человеческих возможностей поставили в Московском театре мюзикла.
Клейменов объяснил замену ведущей «Первого канала» Екатерины Андреевой
Замена ведущего программы «Время» для вещания на центральную часть России не связана с предстоящими 18 марта выборами президента.
Режиссер Кристофер Нолан рассказал о следующем фильме о Бонде
Как пишет «Газета.ру», новый фильм о британском спецагенте Джеймсе Бонде с Дэниелом Крейгом в роли главного героя должен выйти в конце 2019 года, однако кто будет режиссером картины, пока неизвестно.
Звезда «Левиафана» назвал национальной идеей России наглость и хамство
Актер Алексей Серебряков заявил, что национальной идеей России являются «сила, наглость и хамство».
«Нелюбовь» получила приз Организации аудиомонтажеров и шумовиков
Картина Звягинцева одержала победу в номинации «лучший фильм на иностранном языке», «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва получил приз за «лучшие эффекты и звуковое оформление», а «Дюнкерк» Кристофера Нолана – за «лучшую музыку».
Часослов короля Франциска Первого выставят на аукционе в Лондоне
В Лондоне на аукционе в ближайшее время будет выставлен часослов короля Франциска Первого, украшенный драгоценными камнями.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика