История холмогорской резьбы по кости |
![]() |
![]() |
![]() |
Из преданий старожилов было известно, что зять Ломоносова куростровский крестьянин Иван Егоров Лопаткин умел мастерски заниматься выделыванием изящных костяных вещей. Другой зять по фамилии Головин тоже занимался резьбою по кости, и не только сам, но обучал ещё других этому искусству. Благодаря примеру этих лиц в куростровском сельском обществе скоро развилось изящное искусство резьбы по кости, образцы которому сначала добывались из Москвы, а потом сами холмогорские мастера достигли такого совершенства, что стали посылать свои изделия в Москву, где сбывали их по весьма высокой цене. Первые куростровские резчики по кости за свои прекрасные работы получали награды даже от царственных особ. Не уступали, однако, им и их приемники, изделия которых - как редкость - находили место в Эрмитаже - и как образец художества - украшали кабинеты государей и великих князей. В 1885 году 13 июня великий князь Владимир Александрович посетил Ломоносовское селение, школу и Куростровскую церковь. Ему было поднесено в дар ценное художественное костяное блюдо работы куростровских резчиков. Его высочество сосредоточил на этом изделии особое внимание и в том же 1885 году 10 декабря по собственной инициативе благоволил открыть при Ломоносовском училище отдельный класс резьбы по кости для поддержки и развития на родине Ломоносова весьма понравившегося ему художественного ремесла. В этот класс поступать могли крестьянские дети, окончившие весь трёхлетний курс Ломоносовского училища. Обучение резьбе было трёхлетнее. Успешно окончившие курс получали в награду полный комплект инструментов для занятий резьбою по кости. Предметом костяных изделий были вещи, относящиеся к разряду исключительно изящных и тонких работ, каковы, например, игры: домино, бирюльки, шахматы; украшения кабинетов: ножи для разрезывания бумаги, прокладки для книг, обложки для книг, чернильные приборы, хальтера, пресс-бювары, ручки к печатям, коробочки для перьев и марок, подчасники, счёты; украшения будуаров: подсвечники, замочные виньетки, шкатулки, ларцы, швейные приборы, игольники, несессеры, веера, футляры для золотых вещей; украшения на одежду, каковы: брошки, запонки на всякие вещи, кои когда-либо доступно бы воспроизвести из кости: например, блюда для поднесения, копии монументов, бюсты, портмоне, оправы к ножам, шпагам и иным вещам, мозаика, рукоятки к зонтикам, тросточкам, набалдашники, табакерки, крестики, иконы, монашеские чётки, образки, распятия, буквы для наклеивания, наддверные дощечки, оправы для фотографических карточек и альбомов, папиросники, спичечники, гребешки и т. д. Все эти вещи выделываются из самых разнообразных костяных материалов: прежде всего, употребительна простая кость, т. е. рогатых домашних животных, затем очень употребительны моржовые клыки, бивни мастодонтов* и слоновая кость. Вещи выделываются ажурные, т. е. путём выпилки с прорезыванием насквозь, чеканные, т. е. отделанные рельефно без прорезывания насквозь, и наконец точёные. Самая трудная работа состоит в чеканке кости, но зато изделия получаются в высшей степени художественные. В последней четверти XIX столетия резьба по кости стала заметно падать на родине Ломоносова, несмотря даже на существенную поддержку со стороны Великого князя Владимира Александровича. Причина этого упадка скрывалась в том, что подрастающая молодёжь массою устремилась на отхожие промыслы, затем материалы для костяных работ вздорожали до неимоверности, так что изделия перестали оправдывать работу мастеров, и к тому же прекратилось в столицах модное требование точёных костяных вещей, на производство которых требуется огромное количество кости, заменяемое целлулоидом и удешевляющее цену изящных изделий до поразительного минимума. Земляки Ломоносова не захотели менять своих прежних традиций но, сократив занятие резьбою, всё-таки не пользуются целлулоидом относя работы из того материала к разряду роговых, а не костяных изящных изделий. Вследствие течения этих и иных обстоятельств класс резьбы по кости имел очень мало учеников, в 1899 году он совершенно опустел и с 1900 года подвергся закрытию. Начало XX столетия сделалось переходною гранью от художественного ремесла резьбы по кости к выделке изящных вещей из рогов. Родиною этого нового для Курострова ремесленного производства служит Вологда, где не-которые из куростровских крестьян учились выделке роговых вещей и свои познания применяли к делу и на месте своего всегдашнего жительства. Из коровьего рога выделываются художественным образом весьма изящные предметы самого разнообразного свойства: здесь найдутся и аптекарские инструменты, каковы, например, чашечки для весов, щипчики, рукояточки, ложечки, приборы для окулистов; найдутся и хозяйственные предметы: столовые приборы, вилки, ложки, ножи, вешалки, совочки; из рога выделываются художественные подсвечники, розетки, канделябры, спичечницы, папиросницы, портсигары, трости, набалдашники, ножи для разрезывания бумаги, пюпитры, ножевые черенки, гребёнки, чернильные приборы, подчасники, коробочки, оправы для биноклей, пресс-бювары, пряжечки для кушаков, ручки к зонтикам и парусолям, охотничьи приборы. Вещи получаются самых причудливых цветов и всегда блестят восхитительною полировкою. Это занятие в первые годы XX века только начинает зарождаться среди земляков Михаила Васильевича Ломоносова, и ему весьма возможно получить широкое распространение, так как роговые материалы далеко доступнее, чем костяные, и работа над художественною отделкою рогов далеко скорее подвигается в руках, чем дело с костью.
|