Главная Родина Ломоносова Церковь Дмитрия Солунского

Справка

Музей Ломоносова
164555, Россия, Архангельская область, с. Ломоносово,
Телефон: + 7 (818) 303-70-06
Режим работы:ежедневно с 10:00 до 17:00. Выходной понедельник

Присоединяйтесь

 

 

 

Яндекс.Метрика
8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8   
8    8    8    8    8    8    8

Церковь Дмитрия Солунского

PDF Печать Email

Церковь посвящена святому Дмитрию Солунскому. Культ Дмитрия Солунского был особенно популярен на Руси в домонгольский период, образ святого связывался с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. До 15 века он изображался обычно только как воин в доспехах с оружием. Позднее Дмитрий-воин изображался как пострадавший за веру, с атрибутом мученичества- крестом. По византийской легенде Дмитрий Солунский правитель греческого города Фессалоники. В конце 3 начале 4 века был казнён за проповедь христианства и позднее причислен церковью к лику святых.

В то время когда Михайло Ломоносов был ещё ребёнком, на Курострове было два благоустроенных храма. Один в честь великомученика Дмитрия Солунского, весьма глубокой давности (упоминается в документах 14в., затем в 1595,1628,1648гг) и другой Екатерининский (упоминающийся в середине 16в. и вновь отстроенный в 1681г после пожара). Вид этих храмов по описанию Мирона Вельяминова, был солидный, шатровый. Эти храма оба были деревянные, стояли на общем церковном погосте у берега реки Курополки. В 1725г. Куростровцы били челом о строении каменной церкви колокольницы на месте двух погоревших деревянных церквей. Архиепископ Варнава указал в 1726г. к. «церковному и каменному строению камень и известь и прочие припасы благонадёжно приготовлять». В мае 1727г. была составлена порядная между выборным строителем Иваном Лопаткиным и Курейской волости крестьянином Петром Козьминым Некрасовым за постройку храма. Была заведена «Тетрадь подрядная каменя кирпича и дров Куростровской церкви церковного строителя Ивана Лопаткина».


В нее тщательно записывали различные подряды, которые брали на себя крестьяне самых различных волостей. Сохранились расписки, составленные рукой М.В.Ломоносова за неграмотных подрядчиков. Строилась церковь на добровольные пожертвования. Отец Ломоносова- Василий Дорофеевич сыграл большую роль в сборе средств на строительство церкви и сам пожертвовал в разные сроки до 18 рублей (с 1728 по 1734г) . Жена Василия Дорофеевича Ирина Корельская «по усердию своему давала обет» построить окончину в каменную церковь в нижнее окно с северной стороны и 20 февраля 1731г и у Ирины окончина принята и поставлена в помянутое окно. Сбором средств также занимался родственник Ломоносовых «архангельский портовый таможенник подьячий Никита Ломоносов».

Храм выглядит весьма традиционно. Это значительных размеров куб, завершённый пятью главами. Внутри храма отсутствуют столбы, и благодаря этому интерьер воспринимается как единый пространственный организм. Церковь перекрыта восьмичастным сомкнутым сводом. На нем и расположены барабаны, образующие пятиглавие, причём лишь центральный барабан открыт во внутрь и выполняет световую функцию. Боковые барабаны глухие и вместе с главами являются чисто декоративным, но очень важным в формировании внешнего облика здания элементом - они придают храму особую престижность, приобщая его к тому направлению в истории русской архитектуры, которое с древнейших времён считалось олицетворением незыблемого традиционализма. Конструктивная особенность храма- небольшие конические сводики над углами, на которые опираются узкие лотки основной конструкции. Алтарь и храм соединялись трёхпролётным проёмом, форма апсиды, ныне не существующей, скорее всего многогранник. Окна в храме расположены в два яруса, их обрамляют довольно глубокие ниши. Над верхними окнами северной и южной стены- распалубки, врезанные в свод. Трапезная, пристроенная к храму позднее (27 апреля 1751г. было подписано разрешение к Дмитровской церкви «приделать каменную же Екатерины придельную церковь с трапезною теплую и притом колокольню каменную».) Трапезная представляет собой огромный зал в центре которого находится один квадратный в плане столб с опирающимися на него сводами - комбинацией крестовых, сомкнутых и коробовых. Одностолпные трапезные в начале 18 века - глубокий анахронизм, так же как и пятиглавие. Всё это свидетельствует не только о традиционализме работавшей здесь артели строителей, но и о консерватизме заказчиков. В северной части трапезной, примыкая к фасаду храма, располагался придел с одной апсидой. Фасады храма решены в обычном для северной архитектуры стиле: узорные строчки декора, несложное обрамление окон, мелкая, дробная детализация портала предпочитаются пластике форм барочного типа, столь обычного для столичного зодчества. Лопатки акцентируют углы здания, но отсутствуют как членения стенной плоскости. Как дань прошлому в завершении фасадов использован шестичастный пояс из чисто декоративных полукружий, напоминающих о традиции завершать храм закомарами. Вверху углы здания украшены поребриком и городками. В трапезе Екатерининской церкви в 1809г. освящен придел в честь иконы Казанской Божьей матери. Колокольня 1751г., четырехэтажная. На ней три колокола иностранного литья: 1630, 1638, 1674.

В 1865, 1868, 1872гг. в церкви совершались торжества в память Ломоносова.

Куростровская Дмитриевская церковь обладала скромной библиотекой, в которой были не только старопечатные, но и рукописные книги, богослужебные и религиозные. Недостаток книг или их ветхость побуждали их переписывать. Среди имущества церкви сохранилась рукопись «Житие и служба Дмитрия Солунского», переписанная из старопечатной Минеи 1692г, сильно истертой и закапанной воском в соответствующем месте. Эти листы Минеи и переписывались как для нужд церкви так и набожными прихожанами для себя. На одном таком «Житие» открыта помета: «Спизвал с сей тетради Михайло Ломоносов». Это один из первых дошедших до нас образцов почерка Ломоносова, относящихся к тому времени, когда он приобретал опыт письма и осваивал грамоту. В Архангельском областном государственном архиве сохранилась часть библиотеки Куростровской церкви. Это- Старопечатная Минея 17в., Триодь цветная 16в., Последования молебных пений, М.1708., Духовный регламент Феофана Прокоповича. М.,1692., Служебник. М.,1668., Минея Июнь. М.1718., Шестоднев. М.1679., Новоканон. Октоих рукописный., Минея.Октябрь,1692.
Купель из Дмитриевской церкви

Юный Ломоносов «лучший чтец в приходской церкви» знал все эти церковные книги. При Афанасии в Куростровском приходе были два священника: Иван Кириллов/Гоголев и Герасим. Затем Алексей Иванович и племянник Иван Дмитриев Гоголевы. В середине 19в. священник Иван Васильевич отслужил в церкви 50лет, имел заслуженный авторитет. Участвовал в открытии школы на Курострове и руководил ей. В конце 19 начале 20 века сельским священником был Аркадий Грандилевский (1875-1914гг.). Аркадий Никандрович родился в с.Емецк Холмогорского района. Учёный-самоучка в области лингвистики и этнографии, историк родины Ломоносова.

В южной стороне трапезы Екатерининской церкви в 1808г устроен придел во имя Казанской иконы божье матери, освящённый в 1809году. Дмитриевский храм завершается пятью главами, крытыми чешуею. Крыша на всём церковном здании Железная, устроенная в 1881г на средства Ухтостровского крестьянина Иродиона Григорьевича Ермолина. Древний крашеный иконостас с 1882-84гг. заменён на новым четырехярусным золоченым на средства того же благотворителя. В двух верстах от церкви на поскотном лугу находится деревянная часовня во имя животворящего креста Господня, построенная в 1866г вместо прежней, устроенной первоначально в 1626г в память о прекращении мора скота.

В 1934г верующих в приходе числилось 108 человек. 25 мая 1936г. Дмитриевская церковь была закрыта ввиду её плохого состояния, долгое время она находилась без капитального ремонта. Община верующих к ремонту не приступала. 3 ноября 1936г церковь снова была открыта. 25 марта 1938г члены культа верующих отказалась от использования Дмитриевской церкви. На 1-е марта 1938года число верующих составило 77 человек, из них 61 человек отказались содержать церковь и уплачивать государственные платежи за 1938г. 14 июня 1938 на заседании президиума облисполкома было вынесено решение о ликвидации Дмитриевской церкви Ломоносовского сельсовета. Произведена опись церковного имущества, которое было принято представителем областного архивного управления.

Документы находятся в фонде музея М. В. Ломоносова.

В 1985году произведена консервация церкви. В летнее время 2000 - 2001гг в ней проводились богослужения иеромонахом Леонтием. Сейчас церковь готовят к реставрации. Служба проводят в приходе, бывший сельмаг.

Библиография.

1. Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искуство.Археология. Ежегодник. Л., Наука, 1981-с.567.

2. Булкин В. А. и Овсянников О. В. Каменных дел подмастерья / Петр Козьмин Некрасов

3. Памятники Архангельского севера. На Холмогорах и в окрестностях. Архангельск Сев-Зап. кн.изд., 1991

4. Овсянников О. В. Средневековые города Архангельского севера. Люди. События. Даты. Архангельск, Сев-Зап.кн изд. 1992 - с.349

5. Ломоносовский сборник. Сост. Голубцов Н. А. Арх.Губ.типогр.1911 -с.156

6. Морозов А. А. Родина Ломоносова. Арх.,Сев-Зап.кн.изд.,1975.

7. Румянцева. Заветная стезя отца Аркадия. Газета «Правда Севера» 1 ноября 2001.

8. Свистунова С. Л. Дмитриевская церковь в селе Ломоносово. Газета «Холмогорская жизнь» 14 января 2003.

9. Архив и фонды музея М. В. Ломоносова.

Составитель А. Н. Неверова

 

Возрождение церкви Дмитрия Солунского