Главная Родина Ломоносова Летопись событий

Справка

Музей Ломоносова
164555, Россия, Архангельская область, с. Ломоносово,
Телефон: + 7 (818) 303-70-06
Режим работы:ежедневно с 10:00 до 17:00. Выходной понедельник

Присоединяйтесь

 

 

 

Яндекс.Метрика
8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8    8   
8    8    8    8    8    8    8

Летопись достопримечательных событий на родине Михаила Васильевича Ломоносова

PDF Печать Email

Было бы опущено в описании родины Михаила Васильевича самое драгоценное, если б не приложить особого систематического перечня всего, что имело для родины Ломоносова историческую ценность и иное какое-либо значение. Так как этот перечень имеет своею задачею не выходить за пределы точных хронологических дат, то он является ничем иным, как летописью, и потому сам говорит за себя. В этой летописи содержится ключ и к историческому прошлому на родине Ломоносова, и к тому, что происходило в позднейшее время; значит, первым делом надлежит сосредоточить внимание на верности холмогорских дат, а потом и на изложении их смысла. Всё это при составлении летописи неуклонно имелось в виду, теперь остаётся лишь воспользоваться самими материалами.

862 год - составляет время призвания в Русскую землю варягов - князей Рюрика, Сенеуса и Трувора; по мнению компетентных учёных историков, в этом призвании князей приняла деятельное участие северная и именно заволоцкая чудь, населявшая тогда родину Михаила Васильевича Ломоносова.

1017-1026 годы - время княжения в Киеве великого князя Ярослава Владимировича по прозванию Мудрый. При нём в Двинском Заволочье переживал период наивысшего процветания славный торговый и вместе столичный город Биармия, впоследствии Иван-погост, ещё позднее Холмогорский Ивановский посад и, наконец, уездный город Холмогоры. Возле этого города, а именно на Куростровской стороне, в ельнике, тогда находился знаменитейший идол чудского бога Юмаллы, и далее этот [идол], в княжение только что упомянутого Ярослава Владимировича, был похищен норвежцами и увезён после геройского сражения норвежцев с чудью на месте, прозванном впоследствии Побоище, в 8 верстах от Куростровского ельника к северо-востоку. Это событие имело своим следствием быстрое падение славного города Биармии и превращение его в деревни Курцево, Качковку и Подракулье.

1060-1070 годы - вероятнейшее время начала распространения православной веры среди заволоцкой чуди.

1078 год - убиение князя Глеба Святославича в Двинском Заволочье заволоцкою чудью, не хотевшей платить ясак (сказание преподобного Нестора, летописца).

1096 год - заволоцкая и вся северная чудь, по сказанию летописца Нестора, уже находилась под владычеством новгородцев.

1138 год - издан Устав великого князя Святослава Ольговича взимать церковную дань со всего Двинского Заволочья в пользу Новгородского владыки. Здесь впервые упомянут Иван-погост, возникший на севере славного чудского города Биармии, что дает возможность ясно убедиться в точном времени начала распространения православной веры среди биармийской чуди, и в частности на родине Ломоносова.

1150 год - приблизительное время, с которого начал существовать православный храм в Куростровском селении, т. е. на родине Ломоносова.

1184 год - в Двинском Заволочье были перебиты чудью все даныцики, присланные князем Мстиславом Владимировичем за сбором звериных мехов.

1264 год - состоялся договор новгородцев с великим князем Ярославом, откуда видно, что тогда все Двинское Заволочье, т. е. родина Михаила Васильевича Ломоносова, находилось под полным подчинением новгородцам.

1397 год - издана была Судная грамота Василием Димитриевичем, великим князем Московским, на имя бояр Двинских, сотского и всех чёрных людей Двинской земли. В этой грамоте впервые упоминается документально название Холмогор, Курострова, Чухченемы, Ухтострова, Курьи. В это приблизительно время существовала в Курострове церковь в честь святого великомученика Димитрия Солунского, и при ней был священником некто Илья.

1445 год - последнее вооружённое восстание язычествующей чуди Двинского Заволочья с целью противодействия новгородскому владычеству.

1471 год - покорение Двинской земли и Двинского Заволочья московскими войсками. Владычество Москвы над чудью повело за собою быстрейшее обрусение чуди, забвение ею родного языка и всех языческих традиций. Далее XVI века на Севере уже нигде не существовало чуди.

1525-1550 годы - вероятное время, в которое была воздвигнута на родине Ломоносова церковь деревянная в честь святой великомученицы Екатерины.

1590 год - составлялась Писцовая книга Двинской земли - документ, из которого сделал важные заимствования для книги хозяйственного состояния родины Ломоносова Мирон Вельяминов.

1613 год 6 декабря - стрелецкий сотник по прозванию Смирный разбил под Холмогорами семитысячную польскую рать из рассеянного под Москвою войска пана Лисовского. Это было при холмогорском посадском воеводе Петре Ивановиче Пронском, который в том же 1613 году устроил в восточной оконечности Холмогорского посада городище и глубокий ров, а против них, на Куростровской стороне реки Холмогорки, большой военный вал.

1623-1624 годы - время составления Мироном Вельяминовым Писцовой книги Двинской земли. Это первый документ, откуда черпаются богатые запасы сведений о прежнем топографическом и экономическом состоянии родины Ломоносова. Здесь же упоминалось о существовании в Курострове двух деревянных церквей Димитриевской и Екатерининской при одноклирном причте.

1638 год - значится на семипудовом вседневном колоколе Куростровской церкви, который был тогда вылит, но неизвестно где. В этот колокол звонил нередко Михаил Васильевич Ломоносов, пока жил на своей родине до бегства в Москву.

1648 год - неизвестно, по какому случаю была освящена в Куростровском селении деревянная Димитриевская церковь.

1670-1675 годы - приблизительное время рождения Василия Дорофеевича Ломоносова.

1678 год - в Куростровском селении был ужасный мор на скота. В память о его скором прекращении крестьяне воздвигнули большой деревянный крест на верху холма, под которым будто бы погребены три чудских князя. Не в долгом времени после сего этот крест был обнесён оградою, а затем и помещён в построенную над ним часовню.

1680 год - сгорела в Курострове до основания деревянная церковь в честь великомученицы Екатерины.

1681 год - выстроен был в Курострове новый деревянный храм в честь великомученицы Екатерины на месте сгоревшего в 1680 году.

1682 год - прибыл в Холмогоры преосвященнейший Афанасий, первый Холмогорско-Важский архиепископ. С этого времени центральная часть Куростровской возвышенности, именуемая Палишиной горою, и южная оконечность Чухченемы, впоследствии Чухченемско-Николаевский приход на берегу Двины, стали архиерейскими вотчинами.

1683 год - московский думный дворянин Фёдор Полиевктович Нарышкин оказал благотворение церквам на родине Ломоносова, должно быть, новоустроенному Екатерининскому храму, и поэтому род его записан в синодик 1783 года.

1686 год - установлено в Курострове совершать ежегодно 9 мая крестохождение из церкви в часовню, что на могильном кургане, и здесь совершать торжественное молебствие (Памятная книга Куростровской церкви 1887 года. Лист 111). Предполагаемое на этом основании, что около 1720 года одна из сестер Михаила Васильевича вступила в брак, а в 1703 году венчался сам отец, будучи 25 лет возраста.

1691 год - при преосвященном Афанасии, первом архиепископе Холмогорско-Важском, крестьяне соседнего с Куростровом селения, именно Ухтостровским, били челом архиепископу об отправлении в Ухтостровском селе особого богослужения перед Петровым днем, с обнесением святых икон вокруг деревнь и водосвятием - "для окрапления ею народа, водяного пути, урочных мест, бродов, перевозов, пашенных земель и выгонной поскотины, для нечистого духа, для того чтобы на тех бродах люди и скот не тонули". Вероятно, одновременно с этим в Куростровском селении установлен был крестный ход подобного же рода ежегодно на 26 июня в честь Тихвинской иконы Божьей Матери (Памятная книга Куростровской церкви 1887 года. Лист 112).

1693 год - государь император Пётр Великий, посетив Холмогорский посад, был на берегу Двины в Вавчужском селении и по тщательном осмотре местности повелел устроить в Вавчужском ручье корабельную верфь.

1694 год 17 мая - государь император Пётр Великий вторично посетил Вавчугу, где видел быстро созидавшуюся корабельную верфь согласно его прошлогоднему велению. Строителем этой верфи был любимец государя архангельский купец Баженин, по профессии кораблестроитель.

1700 год - упразднение монастыря на месте открывшегося впоследствии Чухченемско-Ильинского прихода возле архиерейской вотчины. Приблизительное время возникновения кораблестроительной верфи в Ровдинском селении, в восьми верстах к юго-востоку от Курострова, и время процветания Жидиловской верфи в самом Курострове.

1702 год - государь император Пётр Великий третий раз был в Вавчужском селении и осматривал там корабельную верфь. Образцовое судостроительное дело так понравилось государю, что он одарил известного кораблестроителя Баженина богатейшими лесными участками в Жовре (не позднее 1703 первая женитьба В. Ломоносова).

1706 год - молния сильно разбила шатёр деревянной Димитриевской церкви в Курострове.

1709 год - производился капитальный ремонт Димитриевскои и Екатерининской деревянных церквей в Куростровском селении.

1711 год 8 ноября - родился в Курострове Михаило Васильевич Ломоносов.  (Родословная Ломоносова)

1715 год - приблизительное время, около которого, вблизи или немного позднее, в Курострове стали служить при церкви два священника, дьякон, дьячка, два пономаря и просфор вместо одного священника, одного дьячка и одного пономаря с просфорнею.

1717 год - Михаило Ломоносов, будучи шести лет от рождения, начал знакомиться с русскою азбукою дома под руководством своей родной матери*.

1718 год - сгорел деревянный храм в Курострове во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Остались спасёнными из этого пожара престольный антиминс, священнодействованный в 1706 году архиепископом Сильверстом, и древний огромный храмовый образ святого великомученика Димитрия Солунского. Обе эти священные реликвии целы и исправны.

1718-1720 годы - трёхлетнее обучение Михаила Васильевича Ломоносова у церковного дьячка в Курострове началам русской и славянской грамоты, арифметике, Закону Божью, грамматике и т. п.

1721 год - Михаил Васильевич Ломоносов совершил на корабле своё первое путешествие в Белое море и Ледовитый океан на морские промыслы, которыми занимался его отец. В этом же году скончалась родная мать Михаила Васильевича - через девять дней по его возвращении домой из первого морского плавания.

1725 год - в марте преосвященному Варнаве, архиепископу Холмогорско-Важескому, поступило челобитье Куростровского церковного причта, старосты и всех прихожан с просьбою о разрешении выстроить в Курострове каменный Свято-Димитриевский храм вместо деревянного, сгоревшего в 1718 году.

1726 год 7 марта - от архиепископа Холмогорско-Важеского Варнавы последовало письменное разрешение строить в Курострове каменный храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского. В этом же году вторично женился отец Михаила Васильевича Ломоносова и сын просил родителя дозволить уйти в Москву для приобретения высших знаний, но получил отказ. Михаил Васильевич был тогда пятнадцатилетним отроком.

1727 год 24 декабря - от преосвященнейшего Варнавы, архиепископа Холмогорско-Важеского, последовало разрешение производить в пределах Архангельской епархии денежный сбор на постройку каменной церкви в Курострове.

1728 год - совершилось торжество закладки каменного Свято-Димитриевского храма в Курострове. На этом торжестве участвовал и Михаил Васильевич Ломоносов в качестве чтеца и певца. В декабре этого же года он совершил своё знаменитое бегство в Москву, когда исполнилось возраста 17 лет.

1736 год Михаил Васильевич Ломоносов получил известие о трагической смерти отца своего, утонувшего во время промыслов на море. Ещё до получения этой вести Михаил Васильевич видел во сне, будто бы волны морские бросили на берег труп его утопшего родителя.

1738 год 28 июня - окончилась в Курострове постройка каменной Димитриевской церкви.

1741 год 8 июня - прибыл в Россию из-за границы Михаил Васильевич Ломоносов, уже получивши полное научное образование. Отсюда началась его широкая литературная слава.

1746 год - каменная Димитриевская церковь в Курострове была украшена деревянною папертью по усердию крестьянина Дорофеева.

1751 год 10 июля - с этого дня была начата постройка тёплой каменной церкви с каменною колокольнею на месте деревянной паперти у Димитриевского храма.

1762 год - перемещение архиерейской кафедры из Холмогорского посада в город Архангельск. Около этого времени и архиерейская вотчина в Курострове, наравне с другими вотчинами, отошла в управление экономического ведомства.

1763 год - постройка тёплой каменной церкви в Курострове достигла полного своего окончания и в ней был устроен престол во имя великомученицы Екатерины, с упразднением престола в деревянном храме.

1765 год 4 апреля - скончался в Петербурге Михаил Васильевич Ломоносов.

1766 год - в этом году уже не стало на родине Ломоносова деревянной Екатерининской церкви, которую за ветхостью необходимо было уничтожить. Её заменил тёплый каменный храм.

1777 год 17 марта - родился в Курострове священнический сын Алексей Иванович Ключарев, впоследствии епископ Екатеринославский. Отец его 45 лет непрерывно служил при Куростровской церкви, а мать, дочь протоиерея Емецкой церкви Иоанна Рязанова, умерла в 1835 году. По окончании полного курса в Архангельской духовной семинарии Алексей Иванович Ключарев немного времени был в той же семинарии учителем, затем преосвященным Аполлосом был рукоположен во дьякона к Архангельской градской Благовещенской церкви, затем - во священники с назначением в Лявленский приход, оттуда в 1805 году был определён в город Архангельск к Благовещенской же церкви опять на некоторое время, занимал должность учителя семинарии, один год состоял членом Духовной консистории, затем был командирован для изыскания лучших материалов на постройку каменного здания для Архангельской духовной семинарии, состоял некоторое время благочинным церквей города Архангельска, смотрителем Рождественского духовного приходского училища. По смерти жены принял монашество в 1810 году с именем Анастасия и получил назначение на настоятельскую вакансию Красногорского монастыря. В 1812 году был экономом архиерейского домоуправления, в 1815 году сотрудничал епископу Парфению в составлявшейся им симфонии на пятокнижие Моисеево. В 1817 году стал игуменом Николо-Корельского монастыря, через год нёс обязанности благочинного монастырей Архангельской епархии. В 1820 году получил звание архимандрита Михайло-Архангельского монастыря, в 1824 году управлял Антониево-Сийским монастырём Холмогорского уезда. В 1828 году был вызван Святейшим Синодом в Тамбовский Трегулаев Предтечев монастырь, там же в Тамбове временно исполнял обя-занности ректора Духовной семинарии и 16 марта 1833 года был вызван на чреду священнослужения и проповедования Слова Божия, а 13 мая 1834 года хиротонисан во епископа Старорусского викарием митрополиту Новгородскому. В 1837 году 22 мая получил определение на самостоятельную кафедру епископа Екатеринославского и Таганрогского. Отсюда, по слабости зрения, в 1838 году он уволился на покой и жил до 1843 года то в Троице-Сергиевой лавре, то в Чудовом монастыре, в 1843 году определился в настоятели Холмогорского Антониево-Сийского монастыря и здесь жил безвыходно. И здесь же погребён по смерти, последовавшей 22 марта 1851 года (Памятная книга Куростровской церкви 1820 года. Лист 51 и 52).

1800 год - время, далее которого в Курострове уже не существовало кораблестроительное дело на верфи Жидиловых по берегу Залесского озера.

1808 год - в тёплой каменной церкви Куростровского прихода был устроен придел с престолом во имя Казанской иконы Божьей Матери.

1819 год - государь император Александр I Благословенный посетил Вавчужскую корабельную верфь и подарил Бажениным за успехи по кораблестроению несколько земельных сенокосных участков близ Вавчуги.

1820 год - время упадка кораблестроительного дела купцов Негодяевых, по прозванию Кочневых, имевших корабельную верфь в Ровдинском селении близ Курострова.

1823 год 23 июля - Куростровская церковь удостоилась посещения преосвященного Хеофита, епископа Архангельского и Холмогорского, который собственноручно подписался в Памятной книге 1820 года на листе 91.

1825 год - полное прекращение деятельности на Ровдинской кораблестроительной верфи Негодяевых и начало упадка Вавчужской верфи вследствие мелководья Северной Двины.

1830 год - закрытие Вавчужской кораблестроительной верфи Баже-ниных.

1837 год - открытие в Курострове при церкви школы грамоты, которая была первою на родине Ломоносова, и время, с которого Холмогорский посад начал значится уездным городом.

1841 год - в Курострове производилась переливка большого колокола для церкви, в коем 114 пудов 15 фунтов, и было закрыто старообрядческое кладбище близ ельника.

1846 год 21 января - Варлаам, преосвященный епископ Архангельский и Холмогорский, посетил Куростровскую церковь (Памятная книга Куростровской церкви 1820 года. Лист 21).

1849 год 25 января - преосвященнейший Варлаам, епископ Архангельский и Холмогорский, совершил литургию в Екатерининском приделе Куростровской церкви (Памятная книга Куростровской церкви 1820 года. Лист 22).

1850 год 18 июля - благоволил в последний раз посетить Куростровскую церковь преосвященнейший Анастасий, бывший епископ Екатеринославский, живший на покое в Антониево-Сийском монастыре. 8 октября совершилось освящение одноклассной начальной школы в Курострове, открытой Палатою государственных имуществ. С 1850 года стал необитаемым Нальостров, исчезло в волнах Курополки место прежней современной и родной Ломоносову деревни Денисовки и место двух древних деревянных церквей.

1853 год 24 февраля - посетил Куростровскую церковь преосвященный Варлаам, епископ Архангельский и Холмогорский (Памятная книга Куростровской церкви 1820 года. Лист 22).

1856 год 15 января - посетил Куростровскую церковь преосвященный Александр, епископ Архангельский и Холмогорский (Памятная книга Куростровской церкви 1887 года. Лист 90).

1865 год 5 апреля - в Курострове был торжественно совершён юбилеи столетия со дня кончины Михаила Васильевича Ломоносова. Он привёлся во второй день Пасхи: к светлорадостному богослужению собрались в Куростровский храм всё духовенство города Холмогор и окрестных мест, представители гражданских учреждений, учащиеся и крестьяне. По окончании литургии совершавшим её протоиереем Холмогорского собора Яковом Ключаревым была произнесена приличная дню проповедь, затем пасхальное молебствие, за которым последовал торжественный крестный ход в деревню Денисовку на место дома Ломоносова. Здесь совершалось молебствие с произношением речей, соответствующих торжеству, и затем церковная процессия последовала обратно в храм. По устройству дальнейшего порядка празднества существовала особая комиссия, которая избрала себе место для пиров близ дома Ломоносова в крестьянском здании. Программа торжества была составлена комиссиею при содействии преосвященнейшего Нафанаила, епископа Архангельского и Холмогорского, и председателя Архангельского губернского статистического комитета, начальника губернии Гартинга. По этой программе сначала следовала раздача печатных биографий Ломоносова учащимся, а народу - брошюр о Ломоносове, сверх того учащиеся угощались сбитнем, белым хлебом, пряниками и пасхальными яйцами. Духовенству и всем высшим участникам торжества был предложен чай и закуска, а народу, во множестве окружавшему Ломоносовскую усадьбу, были поставлены пред домом Шубного водка и пиво. В два часа пополудни духовенство ушли в дом местного священника и вечером разошлись по домам, светские же чины и преподаватели устроили широкое народное гуляние с песнями, танцами, иллюминациею. Сильное впечатление оставил этот праздник на жителях Курострова. Здесь воочию увидели они и услышали, чем дорого России имя Ломоносова, здесь вдруг уразумели, в чём скрывалась слава их единообщественника и первого русского учёного, и вынесли прочные, навсегда утвердившиеся правильные сведения о личности, заслугах и значении Михаила Васильевича Ломоносова, которого считали они до этого времени каким-то чернокнижником, колдуном иль просто магом. Все подробности этого юбилея до последней мелочи изложены в Памятной книге Куростровской церкви 1820 года в виде особого приложения к концу её и Памятной книге 1887 года (лист 112). Здесь же присовокупим ещё одно замечание, именно: что вышеупомянутому юбилею крестьяне Куростровского сельского общества глубоко сочувствовали ещё заранее его осуществления и ассигновали на предметы празднества 115 рублей деньгами из собственных средств. 5 февраля 1865 года последовало высочайшее соизволение произвести по всей России денежный сбор на устройство памятника Ломоносову в деревне Денисовке. В 1865 году летом в Куростровском лугу, что близ  военных валов, был значительный мор на скота, длившийся целый месяц. 6 июля по желанию прихожан был совершён на этот луг крестный ход для совершения молебствия с водоосвящением. После молебствия мор прекратился; крестьяне водрузили на лугу крест и определили ходить через этот луг с крестами и хоругвями летом для совершения молебного пения на средине луга и водосвятия на озере у ельника (Памятная книга Куростровской церкви 1887 года. Лист 122).

1868  год 3 октября - совершилось в Курострове торжество открытия одноклассного сельского училища как памятника Михаилу Васильевичу Ломоносову. В 9 часов утра этого дня местным причтом была совершена литургия. В 12 часов дня начался благовест к панихиде. В церковь прибыли архангельский губернатор князь Гагарин с семейством, директор народных училищ, члены Архангельского губернского статистического комитета, учащие и учащиеся, старшины, сельские старосты, судьи и множество иного крестьянского люда. Ректор Архангельской духовной семинарии архимандрит Донат с причтами пятнадцати церквей Холмогорского округа совершил панихиду по Михаиле Васильевиче Ломоносове. Пред началом её местный священник произнёс речь о цели преобразования Ломоносовской школы. По окончании панихиды последовал из храма крестный ход на место дома Ломоносова, где совершена была заупокойная лития по Михаиле Васильевиче Ломоносове; отсюда процессия двинулась в школьное здание. Здесь архимандрит Донат про-изнёс речь, после чего началось молебное пение на обучение отроков. В конце церемониала было произнесено несколько речей светскими представителями, и высшие власти уехали в Холмогоры. Вечером было открыто широкое народное празднество с угощением водкою и сластями, с пениями, играми, иллюминацией пред помещением школы. Губернатор князь Гагарин оставил училищу в подарок икону Спасителя, директор училищ - картины из русской истории с пояснительным текстом, наклеенные на папку, архимандрит Донат - несколько духовно-нравственных книг и свой портрет, а супруга губернатора подарила учащимся гостинцы. В этом же 1868 году с Высочайшего соизволения деревня Денисовская в Курострове стала именоваться Ломоносовскою, волость и волостное правление вместо Вашкаринских переименованы в Ломоносовские (Памятная книга Куростровской церкви 1887 года. Лист 113; Памятная книга Куростровской церкви 1820 года - прибавление).

1869  года 19 декабря - удостоил Куростровское селение и в нём училище имени Ломоносова посетить начальник Архангельской губернии Качалов.

1870  года 24 июня - свершилось прибытие в Куростров его императорского высочества великого князя Алексея Александровича. Под звон колоколов и клич народа он прибыл в 10 часов вечера в Ломоносовскую школу, где учащиеся пропели "Спаси, Господи, люди Твоя". Затем законоучитель представил краткие сведения о школе, после чего его высочество внимательно осматривал здание училища, а генерал Тосьет предлагал вопросы учащимся. По осмотре школы великий князь посетил место дома Ломоносова. Здесь архан-гельский губернатор Качалов сообщил, что Ломоносовское училище находится в частной квартире, и его высочество благоволил пожертвовать 400 рублей на постройку особого здания для училища на родине Ломоносова. В И часов вечера великий князь отбыл из Курострова в город Холмогоры (Памятная книга Куростровской церкви 1887 года. Лист 156).

1871  год 8 сентября - в Курострове было освящено собственное здание для одноклассного училища имени Ломоносова. После литургии был совершён крестный ход в новоустроенное школьное здание, куда уже прибыли к тому времени начальник губернии Н. П. Игнатьев, директор народных училищ, мировые посредники Холмогорского и Пинежского уездов и холмогорский исправник. Пред молебствием местный священник произнёс приличную торжеству речь, а после молебна мировой посредник Личкеев прочёл свой отчёт по постройке училища, губернатор и директор произнесли речи. Крестный ход возвратился, а начальствующие лица отбыли в Холмогоры (Памятная книга Куростровской церкви 1887 года. Лист 114).

1872  год 15 сентября - совершилось в здании Ломоносовского училища в Курострове торжественное освящение иконы архистратига Божия Михаила в память о Михаиле Васильевиче Ломоносове, тезаименитство которого было 8 ноября. Эта икона украшена огромным лакированным с позолотою киотом и обведена лакированною деревянною решёткою. В день освящения молебствие совершил местный священник, произносивший приличную случаю проповедь; молебствие слушали мировой посредник, члены волостного правления, учащиеся и множество народа. Торжество завершено было речью мирового посредника о значении школы. 8 ноября было совершено первое на родине Ломоносова школьное празднество в честь архистратига Божия Михаила. После литургии, за которую молились все учащиеся и слышали приличную событию проповедь священника, последовало молебствие в школе, где уже были мировой посредник и члены волостного правления. За молебствием архистратигу Божию Михаилу и водосвятии была произнесена заупокойная лития по Ломоносове, и за обычным многолетием последовала речь мирового посредника. Крестьяне постановили сходом содержать на свой счёт неугасаемую лампаду пред иконою архистратига Божия Михаила в Ломоносовской школе. С этого времени каждый год 7 ноября совершается в Ломоносовском училище всенощное бдение, а 8 числа, после литургии, молебствие с водоосвящением, обычным многолетием и произношением вечной памяти Михаилу Васильевичу (Памятная книга Куростровской церкви 1887 года. Лист 114)

1874 год 14 февраля -  в день восшестия на престол государя императора Александра Николаевича прибыли к литургии в Куростровскую церковь холмогорский мировой посредник, члены Волостного правления и все почти домохозяева местного сельского общества. К полудню мировой посредник попросил всех собраться в Ломоносовском училище, куда прибыл и холмогорский исправник. Мировой посредник Личков прочёл разрешение начальства производить с этого дня в Ломоносовском училище бесплатные публичные чтения и речью пояснил значение этих чтений. Законоучитель совершил затем молебствие и прочёл статью "О важности присяги", далее мировой посредник прочёл извлечение из Устава всесословной воинской повинности, учитель Со-снин - статью "Сиротское дело", супруга Личкова - статью "Нет худа без добра", учитель Холмогорского училища Шаповаленков - несколько басен. Всё это чтение продолжалось около двух часов и всем доставило большое удовольствие. На втором чтении было 150 человек слушателей, на третьем - 200 и сверх того директор Архангельской гимназии, директор народных училищ и многие лица из города Холмогор. К сожалению, более семи чтений не состоялось, причина их прекращения осталась неизвестною (Памятная книга Куростровской церкви 1887 года. Лист 115).

1878 год 11декабря - Куростровскую церковь и Ломоносовское училище посетил преосвященный Макарий, епископ Архангельский и Холмогорский, и испытывал учащихся из всего ими пройденного.

1881 год 10 сентября - благоволил посетить Куростровскую церковь и Ломоносовскую школу преосвященный Нафанаил, епископ Архангельский.

1883  год 8 марта - посетил Куростровскую церковь Серапион, епископ Архангельский и Холмогорский.

1884  год 17 марта - освящён в Куростровской церкви придел в честь Казанской иконы Божьей Матери после капитального в нём ремонта.

1885  год 13 июня - ознаменовано посещением родины Ломоносова его императорским высочеством великим князем Владимиром Александрович. Под звон колоколов, народный клич в 9 часов вечера великий князь подъехал к зданию Ломоносовского училища через украшенную флагами деревню в школьный сад. При входе волостной старшина поднёс от имени крестьян Ломоносовской волости хлеб-соль на резном из моржовой кости блюде, дети пропели "Спаси, Господи". В школе его высочество поздоровался с учениками, поцеловал руку законоучителя, тщательно осмотрел всё здание и все предметы училища, после чего, простившись со всеми, тем же порядком возвратился в Холмогоры, как и прибыл оттуда. В память об этом посещении крестьяне Ломоносовской волости приобрели ценный образ равноапостольного князя Владимира и Марии Магдалины, поместили его в волостном правлении с условием совершать пред ним молебствия ежегодно 15 июня. 10 декабря того же 1885 года праздновалось открытие класса резьбы по кости, основанного собственною инициативою его высочества великого князя Владимира Алек-сандрова. Местным священником было совершено в школьном здании молебствие с водосвятием в присутствии членов волостного правления, учащихся и их родителей; был прочтён устав класса резьбы по кости, и выяснено значение всего этого дела. 25 января Ломоносовское училище было удостоено посещения начальника губернии Константина Ивановича Пащенко (Памятная книга Куростровской церкви 1887 года. Листы 69, 106, 116).

1886  год - родина Ломоносова с её школою были удостоены 28 августа и И декабря посещений начальника губернии князя Голицына, а 12 декабря - преосвященнейшего Нафанаила, епископа Архангельского.

1887  год 7 марта - посетил родину Ломоносова и её школу его сиятельство сенатор князь Голицын в сопровождении исправника и чиновников по крестьянским делам.

1891  год 3 июля - посетил Куростровскую церковь преосвященный Александр, епископ Архангельский.

1892  год - производилась постройка нового здания в Курострове для одноклассного сельского училища имени Ломоносова.

1893  год 8 января - совершилось торжество освящения новоустроенного здания Ломоносовского одноклассного училища в Курострове при участии секретаря Губернского статистического комитета, холмогорского уездного исправника, чиновника по крестьянским делам, городского головы и станового пристава из Холмогор, местного волостного старшины и членов волостного правления. За молебствием произносил приличную случаю речь законоучитель училища. 13 августа того же 1893 года посетил Куростровскую церковь и Ломоносовское училище Никонор, епископ Архангельский и Холмогорский при этом во храме произнёс весьма поучительную речь о пользе грамотности и значении заслуг Михаила Васильевича Ломоносова.

1894  год - законоучитель Ломоносовского училища священник Александр Васильев начал собирать пожертвования вещами и книгами на устройство бесплатной народной читальни при Ломоносовском училище (Памятная книга Куростровской церкви 1887 года. Лист 71).

1895  год - совершился капитальный ремонт Куростровской Димитриевской церкви со всеми её приделами на денежные средства от сбора по всей России путём печатных воззваний.

1896  год 14 февраля - в Курострове открыта бесплатная народная читальня при Ломоносовском училище, действующая по особому уставу под высшим ведением Архангельского губернского статистического комитета и обеспеченная выдаваемыми от него средствами. Заведует читальнею этою местный священник.

1897 год - приведены были в известность все церковно-причтовые земельные владения в Курострове, и оказалось таковых в общей совокупности 116 десятин. До сего времени не было ни чертежей, ни точных измерений этой земли, так что стала подвергаться она опасности сделаться спорным предметом.

1898 год - весною в Нальострове Долгое озеро сделалось бушующим проливом из реки Матигорки в Курополку, вследствие чего произошло довольно ощутительное топографическое изменение Нальострова, издревле имевшего целостный вид.

1899 год - Куростровская церковь и Ломоносовское училище были удостоены посещения российского консула из Ньюкастля-на-Тайне Димитрия Николаевича Островского, впоследствии архангельского вице-губернатора и затем российского консула в Германии.

1901 год 5 января - Куростровская церковь и Ломоносовская школа были удостоены посещения его превосходительства ординарного академика Санкт-Петербургской императорской академии наук Алексея Александровича Шахматова, которым после сего вскоре же был представлен на благоусмотрение начальника Санкт-Петербургского округа народных училищ вопрос о надобности серьёзного улучшения училища имени Ломоносова в Курострове, о расширении его из одноклассного в двухклассное как наилучший род памятника Ломоносову на его родине.

1902 год 26 сентября - Ломоносовское училище на родине Ломоносова посетил губернский архитектор Г. Иванов для осмотра школьного здания по просьбе инспекции народных училищ. В результате сего осмотра получилось нижеследующее: "Акт 26 сентября 1902 года. Исполняющий должность губернского архитектора Г. Иванов вследствие поручения строительного отделения от 19 февраля 1902 года в присутствии священника Куростровской церкви о. Аркадия Грандилевского, старшины Ломоносовского волостного правления Андрея Алексеева Тырашева и понятых - Фёдора Васильева Соснина и Прокопия Фёдорова Сидорова свидетельствовали здание Ломоносовского одноклассного училища в селе Куростровском на предмет его ремонта и переустройства в двухклассное училище, при чём оказалось: фундамент заложен на глубине 1 аршина 4 вершков и не удовлетворяет своему назначению, так как пропускает в себя сырость и даёт выпучиваться цоколю; стены построены из смешанного леса, большею частию бывшего уже в двукратном строевом употреблении приблизительно с 1860 года (именно: в селе Емецком было разобрано здание училища и сплавом доставлено в Куростров летом 1871 года, тогда же и поставлено, а в 1882 году вторично перестроено); потолки и подполки держатся на редко расставленных балках, почему не удовлетворяют требованиям прочности; все печи ветхи и малы, на потолке и под полами цементная заливка в 1 и 14 вершка, насыпи на потолках нет, под полами какой-то мусор, половые доски требуют замены; отхожие места антигигиеничны, потому что имеют приёмник внутри здания, отчего всегда производят зловоние, помещения для учащихся равно и для учащих тесны и в общем неудовлетворительны". Такой печальный отзыв о здании, всего лишь 10 лет существовавшем, показал, как оно мало оправдывало значение монумента Михаилу Васильевичу Ломоносову. Поэтому ходатайство его превосходительства ординарного академика Петербургской императорской академии наук А. А. Шахматова о переустройстве этого одноклассного училища в образцовое, самое благоустроенное двухклассное более чем справедливо. Уже проект об этом переустройстве школы составился и прошёл надлежащие стадии формальности, осталось ждать лишь его осуществления, которое будет на родине Ломоносова в высшей степени знаменательным событием, ибо двухклассное училище имеется лишь в городе Холмогорах, но оно тесно и крайне малодоступно для крестьянских детей вследствие изолированности от хорошего сообщения, здесь же, т. е. в Курострове, как центральном месте всей многолюдной и густонаселённой родины Ломоносова, двухклассное училище уже давно желательно и для крестьян, и для всех, сколько-нибудь сочувствующих значению места рождения первого русского Учёного и Отца Русской Литературы*.

1903 год - оканчивая здесь всё, что было возможным знать из истории родного Михаилу Васильевичу Ломоносову края, нельзя не напомнить о том, что знаменитый памятник седой старины - Куростровский ельник, этот молчаливый свидетель чудских языческих оргий у находившегося в нём идола Юмаллы, этот прежде пустой, непроходимый, величавый ныне совсем потерял своих ветвистых гигантов, бывших в обхват двум-трём мужчинам, измельчал и поредел до того, что уцелело в нём лишь около 150 елей самой незначительной величины. Находящийся от ельника в полуверсте к востоку остаток военного вала, набросанного в 1616 году на самом берегу Курополки, ныне уже очень стёрт разливами рек, развеян ветром и потерял внушительный свой вид. Тот пруд, который был когда-то близ жилья, в котором вырос и родился Михаил Васильевич Ломоносов, пруд, служивший местом детских развлечений и занятий юного Ломоносова, ныне превращен в клоаку, через которую текут отбросы ретирад, в которую кидают всякий мусор, тогда как этот пруд, как бы на память о своём давно минувшем, всё ещё не высыхает, несмотря на выведенные в реку из него осушительные канавы, всё ещё ждёт благодетеля, который очистил бы его, обнёс бы незначительною оградкою всего лишь в 15 сажен, много двадцать - во всю окружность, украсил бы его дверцами и кустиками, и какая прелестная, умиляющая картина простоты внушала бы каждому возвышенное чувство благого напоминания о Михаиле Васильевиче Ломоносове, который здесь уединялся, не любя широких детских игр!