pipin-lomonosov

 

ПЫПИН A.H. ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПЫПИН A.H.
ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
стр. 3


сатирических произведениях, которые, впрочем, имели довольно тесный горизонт. При всем различии этих характеров и их литературного содержания, эти первые писатели сходились в одном общем стремлении. Они одинаково чувствовали, что стоят в начале нового литературного периода, и это само собою направило их деятельность.

Перед ними стояла задача созидания новой литературы. Первые годы их жизни прошли в знаменательную эпоху, которая была великим историческим переворотом. Для всех, в ком был живой инстинкт национального величия и в ком пробудилась жажда знания, эпоха Петра должна была представляться повелительным указанием дальнейшего труда на поприще начатых преобразований и на поприще знания. Едва ли во всей нашей литературе прошлого века был другой писатель, который глубже был проникнут чувством того и другого, чем был Ломоносов: это чувство стало для него убеждением, проникавшим неизменно все его помыслы. Память Петра была еще свежа, и подобное настроение господствовало и в тоне официальной жизни, и в искреннем убеждении наиболее образованных людей, В применении к литературе и науке исполнение заветов Петра было так же обязательно, каким признавали его в других областях национальной жизни. В чем должно было оно состоять, было ясно. Если Петр водворял у нас науки, надо было продолжать его дело, которого, по его многосложности, он не успел совершить; задуманное и решенное им надо было осуществить, как только по его смерти можно было основать задуманную им Академию Наук. Труда предстояло очень много, и в числе наук, которые нужно было водворить, была также и литература scheme Wissenschaften, belles lettres, которая так богато процветала у всех просвещенных народов Европы. Для науки, по мысли Петра Великого, основано было учреждение, которое должно было сразу стать наравне с европейскими академиями и вместе с тем служить для образования русских ученых людей в этом учреждении прошла потом неутомимая и страстная деятельность Ломоносова; но должно было стараться о размножении средств науки, и с другой стороны заботиться о насаждении изящной литературы: этой последней надо было служить собственными усилиями не представлялось другой возможности установить дело, основою которого везде была свободная деятельность писателей. Общение их было возможно только в деле критики и в работах по установлению литературного языка, как это было во французской Академии, и по этому примеру при Петербургской Академии, еще до Ломоносова, устроилось, как дальше увидим, особое Российское Собрание.

Названные писатели чисто случайно стали во главе литературного дела: один, попович, на свой страх и шедши пеш, сбежал из Славяно-греко-латинской Академии в Париж, там слушал лекции и увлекся французской литературой; другой, после той же Академии, был прямо послан за границу, где должен был учиться сначала немецкому языку, потом философии и горному делу, ему рекомендовали также заняться российским штилем, неизвестно какими средствами; третий учился в кадетском корпусе. Ни об одном неизвестно, чтобы кто-нибудь из них возрастал под каким-либо определенным нравственным и литературным руководством. Главный мотив, который пробудил в них страстный интерес к насаждению новой литературы, заключался в том могущественном впечатлении, которое оставила недавно только кончившаяся преобразовательная деятельность Петра Великого. Мы видели раньше, как это влияние увлекало непосредственных свидетелей и современников преобразования, и долго после, в течение целого последующего века, его память, укрепляемая наглядными результатами, возбуждала умы, восприимчивые к интересам просвещения. Такими восприимчивыми, хотя очень различными по размерам дарований, людьми были и названные писатели, и ими сполна овладело стремление доставить русской литературе то, чего ей еще недоставало на новом пути национальной жизни. В силе политической Россия со времен Петра сравнялась с самыми могущественными государствами Европы; нужно было, чтобы она не уступала им в просвещении и литературе. Достичь этого можно было только перенесением в Россию, усвоением ею тех успехов просвещения, какими гордилась тогда

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Дельфин выступит с концертом в новосибирской «Подземке»
В новосибирской «Подземке» 25 апреля пройдет большой концерт музыканта Дельфина. На нем будут звучать как его последние композиции, так и песни ранних альбомов. Организаторы отмечают, что это будет абсолютно новая программа.
Умер телеведущий и диктор Михаил Быков
ТАСС/.Телеведущий и диктор Михаил Быков, известный как "голос петербургского метрополитена", умер на 73-м году жизни. Об этом ТАСС сообщили в воскресенье в пресс-службе ГУП "Петербургский метрополитен". "Михаила Александровича не стало", — сказал собеседник агентства.
Китайские власти пригрозили отменой проката фильма «Мстители 4: Финал»
Китайские власти обеспокоены рекордным для страны подорожанием билетов на премьерные сеансы фильма "Мстители 4: Финал".
На Московском кинофестивале покажут фильм о женщинах ГУЛАГа
На ММКФ в воскресенье покажут нашумевшую документальную ленту режиссера Марианны Яровской «Женщины ГУЛАГа». Фильм уже обрел международную известность после того, как попал в шорт-лист премии «Оскар» в числе лучших документальных лент.
Созданный в Киришах мультфильм завоевал «серебро» на кинофестивале
Фильм создан в рамках социального проекта "Волшебный мир" и был представлен в номинации "Продвижение идей благотворительности". Фонд "Шередарь" был создан в 2012 году для работы по развитию детской реабилитации в России.
Съемки третьей части «Плохих парней» завершены
Режиссером двух предыдущих частей был Майкл Бэй. В этот раз режиссеры картины Адиль Эль Арби и Биллал Фалла. Ожидается, что продолжение картины появится на экранах в январе 2020 года, а первая часть "Плохих парней" вышла аж в 1995 году.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика