pipin-lomonosov

 

ПЫПИН A.H. ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПЫПИН A.H.
ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
стр. 14


высокопревосходительство, имея ныне случай служить Отечеству вспомоществованием в науках, можете лучшие дела производить, нежели меня мирить с Сумароковыми. Зла ему не желаю. Мстить за обиды и не думаю. . . А с таким человеком обхождения иметь не могу и не хочу, который все прочие знания позорит, которых и духу не смыслит. . . Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей Дираком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который мне дал смысл, пока разве отнимет.

Кроме этой внешней бесправности литературы была еще более глубокая бесправность внутренняя. Под новыми европейскими влияниями, которые хотя медленно, но постоянно расширялись, должно было возникать представление об известном самостоятельном значении литературы: ее содержание должно было представлять самостоятельную мысль человека ученого и самостоятельное произведение поэта. К этому представлению могли приходить уже те, кто еще в конце XVII века схоластически знакомился с классической литературой древних; тем больше это представление должно было распространяться теперь, когда возрастало знакомство с литературами европейскими. Действительно, на первых шагах нашей новой литературы, питомец Академической Гимназии и Феофана, Кантемир, с одной стороны, переводит книгу Фонтенеля24 О множестве миров, представлявшую свободное научное мнение о вопросах, которые считались в понятиях громадного большинства подлежащими исключительному ведению богословия, а с другой, является сатириком, то есть в качестве поэта свободным наблюдателем и судьей недостатков общественной жизни, в том числе недостатков официального учительного сословия. Вы видели, что эти опыты были поддержаны литературными нововведениями Петра, научными изданиям его времени, с одной стороны, и Духовным Регламентом, с другой: сам Петр, конечно, в известных пределах, но несравненно шире, чем было когда-нибудь прежде, смотрел на право науки объяснять явления природы и истории и специально не любил представителей старого учительного сословия, как заведомых обскурантов, и это послужило тогда сильной опорой для тех, чья мысль направлялась в область научных исследований. Но уже на этом первом примере, на трудах Кантемира и даже раньше на самых книгах Петровского времени оказалось, что не так легко миновать исторический разлад, какой заключался в отношениях нового направления с прежним. В сущности, здесь встречались уже два совершенно противоположных мировоззрения. Старина даже не помышляла о возможности возыметь какую-нибудь мысль о природе, о судьбах мира и человека вне Писания и отеческих творении или, по крайней мере, вне схоластического богословия; она не имела также понятая о каком-либо праве личной поэзии, кроме разве торжественного стихотворства. Противоречие сказалось и на деле: перевод Фонтенеля был напечатан, но впоследствии подвергся запрещению; сатиры Кантемира напечатаны были лет через двадцать по смерти писателя и когда успели сильно постареть и по содержанию, и особливо по языку. Книги Петровского времени, как мы видели, вызвали тогда же отчаянные изобличения, которые писались Аврамовым25, но представляли взгляд целого круга заклятых противников реформы и защитников доброго старого неведения: по их убеждению, как и следовало ожидать, новые учения были непосредственным делом исконного врага человеческого рода, Диавола. . . Несчастный Аврамов еще жил, когда была в полном разгаре деятельность Ломоносова: если бы он мог вполне развить свои протесты, то к обличениям Коперника, Гюенса26, Фонтенеля и Феофана Прокоповича мог бы присоединить и обличения Ломоносова. Как увидим, нашлись, однако, другие люди, которые это и исполнили. . .

Пекарский. Т. II С. 718-719.


В своем введении к Истории Академии Наук Пекарский остановился, между прочим, на этой трудности, с которой должна была, так или иначе, встретиться ученая деятельность Академии; он назвал этот отдел так: О затруднениях, встречавшихся в старину для представителей некоторых наук в Академии, высказывать добытые ими си

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Директор Инны Чуриковой опровергла информацию о ее госпитализации
Ранее СМИ сообщили о резком ухудшении здоровья народной артистки СССР Директор Инны Чуриковой опровергла информацию о госпитализации актрисы после спектакля Глеба Панфилова "Аудиенция", который та отыграла в Государственном театре наций.
Самойлова выступит в Севастополе в день начала «Евровидения»
Певица Юлия Самойлова, которая не смогла принять участие в конкурсе «Евровидение-2017» из-за отказа Украины впустить в страну, выступит в Севастополе на праздничном концерте 9 мая, в день начала «Евровидения». Об этом певица сообщила пресс-службе правительства города.
Юлия Самойлова работает над собственным альбомом, готовы 15 песен
Певица Юлия Самойлова работает над собственным альбомом, уже готовы 15 песен. Слова исполнительницы приводит пресс-служба Российского авторского общества (РАО).
Украина включила в промо-ролик к Евровидению виды Крыма
Украина выпустила презентационный ролик к конкурсу Евровидение-2017, который в этом году пройдет в Киеве, включив в него в том числе достопримечательности Крыма.
В Казани открыли выставку шедевров Третьяковской галереи
Экспозиция называется "Гений века …" Выставка шедевров из собрания Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея ИЗО РТ открылась в Центре "Эрмитаж-Казань" в Казанском Кремле. На вернисаж пришел и Президент РТ Рустам Минниханов, при содействии которого был воплощен этот проект.
Юрий Лоза предложил включить Порошенко в список сайта «Миротворец»
На сайте «Миротворец» уже размещены данные других исполнителей, посещавших Крым после его присоединения к России: Стаса Пьехи, Юлианны Карауловой, Татьяны Липницкой (известна под псевдонимом Бьянка), Ирины Аллегровой и Юлии Самойловой, которая должна была представлять Россию на конкурсе «Евровидение-2017» в Киеве.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика